Можно выделить следующие основные звенья стратегии профессионального роста:
1. «Самореализация».
Самореализация - есть вершина, продвижение к ней - работа. Каждодневная, приятно-трудная, благородно-неблагодарная, бесценная, а потому мало ценимая, замечательная работа. Если Вы, приходя с работы, несете «работу» домой, если иногда не можете долго уснуть от бесчисленного количества идей и планов, и, устав мучиться, поднимаетесь в ночи, чтобы записать, посмотреть или иным способом запечатлеть идею, если, проведя 50 открытых уроков, Вы уже обдумываете 51-ый, если, объяснив в сотый раз теорему или теорию, Вы обнаруживаете новое слово, способное облегчить понимание, и с предвкушением ожидаете момента 101-го объяснения, то Вы на правильном пути.
2. «Познание себя».
Познать себя - нелегкая задача. Как часто мы доверяемся в этом вопросе мнению окружающих. Прикрываемся штампами, надеваем маску. Что есть Я? Чем отличаюсь от других? В чем мой успех? Если Вы уже смогли ответить на эти вопросы — Вы на правильном пути. Осталось лишь ответить на вопрос: Чего хочу?
3. «Программирование успеха».
Учеными-физиологами замечено, что если, имея скверное настроение, заставить себя улыбнуться, то мозг начнет вырабатывать и посылать импульс положительного настроения. И вот уже морщины разглаживаются, взгляд теплеет, а в душу проникает прекрасное настроение.
Чтобы добиться успеха, надо мечтать о большом и значительном, быть готовым брать на себя ответственность, уметь планировать свое будущее. В самом деле, быть успешным - это просто хорошая привычка. Обратите внимание на успешных людей (Вам, наверняка, известны такие люди), на то, что они успешны не редко-кратковременно эпизодически, а едва ли не постоянно и - главное - осознанно. Это происходит потому, что им нравится быть успешными. Их можно понять!
Заставьте себя быть успешным. Обязательно настраивайтесь на победу. Помните: победа - удел счастливых, успешных людей.
4. «Развитие «духа гармонии».
Гармония в данном случае понимается, как «стремление создать атмосферу доверия на основе взаимоуважения». Человек, обладающий развитым духом гармонии, заметен сразу, он пленяет и притягивает как магнит, с ним очень легко, с ним комфортно. Он излучает пoлoжитeльнyю энергию, щедро одаряет ею окружающих.
В основе такого мироощущения лежат уважение и доверие к человеку, будь то взрослый - коллега, или ребенок - ученик. Доверять людям, особенно ребенку, уважать мнение, отличное от собственного, - первые шаги к гармонии. А когда торжествует этот дух, работа превращается в искусство.
Итак, мы определили основные компоненты стратегии достижения профессиональной победы. Теперь поговорим о тактических составляющих.
1. Учиться общению.
Общение – это удвоение информации, которая лежит в основе любой деятельности, взаимообогащение, путь быстрого профессионального роста, создание банка идей и предложений.
Вы должны иметь возможность профессионального общения высокого уровня. Вы должны быть мобильны, а это значит выезжать на курсы повышения квалификации, на тематические семинары, научно-практические конференции, форумы, круглые столы и т.п. Не жалейте на это время. Не жалейте на это деньги. Это деньги, вложенные в себя. Они окупятся.
Первый шаг к общению – это улыбка. Улыбка может многое рассказать о ее обладателе: он дружелюбен, прост и доступен в общении, не будет укорять Вас, если Вы что-то сказали неточно или даже ошиблись, он не оборвет Вас – в общении с ним Вам будет уютно и комфортно.
Второй шаг – возможность и способность начать разговор. К возможностям нужно отнести разумно выбранные время и место для общения. Способность первым начать разговор многими считается даром. Если Вы не обладаете таковым даром, то его надо непременно сформировать. В этом помогут «фразы-обращения» к человеку. Например, «Меня заинтересовала эта тема (Ваш рассказ), и я хотел бы кое-что для себя прояснить...», «Мне понравилось то, что Вы сказали, но позвольте уточнить...» А далее спрашивайте, интересуйтесь, уточняйте, делитесь своим опытом, задавайте вопросы. Умейте слушать и слышать. Для Вac это принесет больше пользы. Вы получите отправную точку идеи, которую долго не могли вычленить и сформулировать в хаосе Ваших размышлений.
Иногда не могут начать разговор в силу природной скромности или стеснительности. В одной из книг был напечатан хороший «рецепт» от этого душевного недуга: придите в церковь и, когда она будет полна прихожанами, очень громко скажите: «Здравствуйте. Меня зовут ...». Если адаптировать этот «рецепт» к учительской профессии, то думаю, что достаточно научиться задавать вопросы лекторам. Вы пробовали? Это излечивает робость.
2. Расширение круга профессиональных знакомств.
Радуйтесь, когда кто-либо (прежде всего администрация) просит Вас посетить какое-нибудь мероприятие, заседание, совещание. Не бывает коммуникаций, не приносящих Вашему профессионализму какой-то пользы. Наблюдайте и учитесь.
Радуйтесь, когда Вас просят подготовить и провести какое-то мероприятие. Вас ценят и Вам доверяют.
Если Вас никто ни о чем не просит, проявляйте инициативу. Историю своей жизни (профессиональной в том числе) Вы пишете сами.
Всегда имейте под рукой визитные карточки. Сделайте компьютерные заготовки, если нет возможностей напечатать типографическим способом. Вpyчение визитной карточки провоцирует партнера на ответное действие. Визитка – гениальное маркетинговое изобретение, дающее возможность продлить память о себе и собеседнике, вернуться через какой-то период к проекту, который, может быть, сразу не был понят, принят. Визитка помогает возродить контакт, дает повод для нового общения.
Можно с уверенностью сказать, что профессиональные достижения победителей первого конкурсного отбора известны педагогическому сообществу края задолго до начала конкурса. Слагаемыми такой известности являются: подготовка призеров олимпиад, руководство и участие в поисковой и экспериментальной работе, победы в различных творческих конкурсах, активная профессиональная и социальная позиция.
3. Повышайте требования к себе (всегда!).
Сделайте Вашу работу более сложной. Зачем? Ведь за это все равно не платят? Помните, что сначала работа, а уж потом дивиденды (и не обязательно в купюрах). Есть более дорогостоящие ценности: признание, уважение, авторитет.
Предложите себя в качестве исполнителя какой-либо акции. Расскажите о своих намерениях, предполагаемом результате. Даже если и не все удастся, запомниться Baшa инициатива. Ожидание, когда о Вас вспомнят и что-то предложат, может затянуться надолго.
Никогда не представляйте свою работу в черновике. Сырые наброски, недоделанные и недодуманные варианты (документов, программ, таблиц) создают картину непрофессионализма и несовершенства. Если нет времени оформить все должным образом и надо представить действительно черновую работу ( «в качестве первого приближения»), сделайте тезисы, схему, модель, но исполненную графически и аккуратно. Повышайте требования к себе: «Из-под моей руки - все только достойное моего имени».
4. Воспитывайте в себе организованность и любовь к порядку.
Оглянитесь вокруг себя, посмотрите на кабинет, рабочий стол, шкаф. Вид рабочего места - это Ваша косвенная характеристика. Помните, что небрежность и несобранность разрушительны для продвижения вперед. На Вас работает все: одежда, осанка, макияж, запах духов. Не позволяйте себе уходить домой, оставив на столе кучу разбросанных бумаг, подать небрежно написанную записку, даже если Вас торопят. А если эта записка предназначена для члена экспертной комиссии? Кто ему пояснит, что Вам было «некогда» или вас «поторопили». Это Ваша антиреклама, и она перечеркнет все то, что Вами достигнуто. На родине маркетинга говорят: «Надо быть не яблоком среди яблок, а яблоком среди апельсинов».
5. Обратите на себя внимание.
Помните, самое яркое и долговременное впечатление остается от первого контакта. Показать себя лучше, чем есть на самом деле, невозможно, а вот хуже - встречается.
Не бойтесь неформального общения. Не ленитесь посещать конкурсные вечеринки, встречи, даже если у Вас нет там личного интереса. Примите это как творческую работу по налаживанию контактов. Участвуйте в различных педагогических объединениях, творческих группах. Во-первых, это школа самообразования, во-вторых, расширение круга профессионального общения.
Итак, Baшe счастье, судьба - в Ваших руках, а поражение становится синонимом провала только тогда, когда мы это позволяем. Не позволяйте себе ждать. Пишите свою историю своими руками! Не позволяйте себе ждать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий