воскресенье, 4 декабря 2011 г.

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА


СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

                                                                

Проект учителя МОУ СОШ №22 Назаровой С.Н.

 

Введение


Современная ситуация обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. 
С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи. 
В связи с этим существенно возрастает значимость деятельности общественных институтов. Среди этих институтов особое место занимают школа и детские и молодежные общественные объединения, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и молодежи и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.
 Детское общественное объединение является одним из институтов социализации и связано с социальной стороной развития подрастающего поколения (В.И.Андреев, М.И.Рожков). В утвержденном Федеральном законе "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"   подчеркнуто, что детское объединение создается в целях социального становления, развития и самореализации детей в общественной жизни.
Успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.  
 Целью исследования является разработка, обоснование, реализация системы социализации личности подростка в условиях детского общественного объединения и выявление педагогических условий ее эффективного функционирования.
В соответствии с поставленной целью  были сформулированы следующие
задачи:
·        Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в научной литературе и наметить стратегию ее совершенствования.
·         Обобщить научно - педагогические представления о сущности, содержании и уровнях социализации подростков в социуме.
·          Выявить возможности и особенности деятельности современных детских объединений по социализации подростков.
·          Обосновать и экспериментально проверить эффективность деятельности детского общественного объединения в процессе реализации комплексной программы по социализации подростков.
·         Разработать методические рекомендации по социализации подростков в деятельности детских общественных объединений.
 
Методы исследования
Исходя из целей и задач  работы нами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по философии, педагогике, возрастной, педагогической и социальной психологии; наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа. 
   Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях. Наша задача помочь им найти своё место в жизни и стать полноправными участниками общества.
1. Обзор литературы
Многие российские ученые, в области воспитания и образования, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как - О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.  
Например, А.В. Мудрик считает, что развитие личности подростка включает три «само»: самосознание, самоопределение и самоутверждение. О.С. Газман в саморазвитие личности включает процесс самоопределения как выбор и сознательную постановку целей, самореализацию как творческую реализацию своих целей и самореабилитацию как умение восстанавливать потребности и энергию. Г.К.Селевко разработал технологию саморазвития личности учащихся. Она основывается на том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других потребностей саморазвития личности. Потребность порождает мотив, мотив ведет к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие.
 Проблема социального становления личности рассматривалась в исследованиях Э.Ш.Камалдиновой, Э.С. Соколовой, Р.А.Литвак, И.А.Филипповой и др.
Исследованию сущности, структуры феномена "социализации" посвящены труды отечественных (И.В.Андреенкова, Б.З.Вульфов, В.Н.Гурова, С.Н.Иконникова, Л.Н.Коган, И.С.Кон, П.П.Лямцев, В.Т.Лисовский, А.В.Мудрик,В .В.Москаленко) и зарубежных (Э.Дюркгейм, Дж.Коулмен, Т.Парсонс, Н.Таллмен и др.) ученых.
Влияние социальной среды на развитие личности ребенка раскрыто в трудах В.Г.Бочаровой, А.В.Мудрика, А.Я.Найна, В.Д.Семенова и др.
Теоретическую базу исследования детских сообществ заложили отечественные ученые И.Г.Гордин, Т.Е.Конникова, В.В.Лебединский, С.Т.Шацкий, Б.Е.Ширвиндт, В.Н.Шульгин и др.
Анализ современных педагогических исследований свидетельствует о возрастаюшем интересе к проблемам детских общественных объединений.  
  

2. Результаты исследований

Исследование проблемы социализации личности подростка в условиях детского общественного объединения, с целью выяснения состояния проблемы было начато с анкетирования  подростков МОУ СОШ № 22 с целью определения уровня социализации.  
Разработка и апробация на практике системы педагогической поддержки социализации личности   школьников, в нашем детском объединении началась с использования таких методов, как наблюдение за реальной деятельностью подростков в детском общественном объединении; прогностические методы (экспертная оценка, самооценка и др.); диагностические методы (анкетирование, интервьюирование и др.); системный анализ - с целью разработки системы и создания комплекса педагогических условий эффективности ее функционирования в детском общественном объединении; эмпирические (прямое и косвенное наблюдение, описание) параксиметрические (анализ продуктов деятельности), методы математической статистики.
В детском объединении мы стремимся к тому, что бы  ведущим в отношении взрослого и ребенка являлся принцип: «Хоть ты  ребенок или подросток, но ты такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».                             
Мы считаем, что творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего. В творчестве важно, когда воспитанник сам осознает свой выбор, свои приобретенные навыки: сам  сочинил программу,  игру, сценарий, проект; ценит и считается с мнением педагога и товарищей. Соблюдается принцип: «Отвергаешь – предлагай!»
 Педагоги стремятся, что бы дети смогли обогащать свои знания в области  краеведения, экологии, истории и культуры, пополнять культурное наследие   своего села собственными свершениями.
Детское объединение  способствует  социальной адаптации детей и подростков через взаимодействие  с другими социальными  структурами:  Дом культуры, Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТ),  музыкальная  школа; с  районной  детской юношеской организацией «Единство». На протяжении  уже нескольких  лет мы тесно сотрудничаем с Краевым экологическим центром, Московской сельскохозяйственной Академией им. К.А. Тимирязева г. Москвы.
В структуру детского объединения входит профильный отряд «Экос», где ребята, занимаясь уже не один год исследовательской деятельностью,    имеют возможность проявить свои лидерские качества в полном объеме.  
Работа над учебными проектами или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику,   превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную  творческую работу.  Благодаря работе в этом направлении  у детей возросла уверенность в себе, умение держаться во время выступления, появился интерес к той или иной деятельности.
Ребята отряда «Экос» побывали не только на краевых конкурсах и конференциях, но и  на Всероссийских:    в г.Санкт-Петербурге ,   в  г.Москве, в г.Королеве и т.д.
Результатом работы детского объединения по направлению  «Моя малая Родина», стало приглашение  семи ребят нашего объединения (Жулина Диана, Земцов Илья, Богаевский Сергей, Федорова Галина, Мамитько Настя, Стукалова Арина, Кириченко Елена)  в профильную смену  ВДЦ «Орленок», где  им представилась возможность проявить  и приумножить  свои лидерские качества.
В рамках сотрудничества с Краевым экологическим центром по исследовательской деятельности  в августе 2009г. Жулина Юлия и Мамитько Анастасия  побывали в лагере санаторного типа на межрегиональной профильной смене в г. Анапа для талантливых детей «Человек: проблемы, взаимосвязи, закономерности»  в детском санаторно-оздоровительном лагере «Славянка», а Земцов Илья  во Всероссийской экологической смене в школе-лагере «Чайка» Ивановской области.
А в апреле того же года в г. Королеве Жулина Юлия и Богаевский Сергей стали лауреатами   во Всероссийской  Олимпиаде научно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос» . В  апреле 2010 года,  в г. Королеве  прошла очередная  Всероссийская  олимпиада «Созвездие»,  на финал которой  были приглашены и приняли участие  члены нашего объединения Козлова  Евгения и Жулина Юлия.    
Ежегодно в мае в объединении проходят конференции, где все ребята выступают со своими работами перед учащимися, а так же приглашаются на итоговую конференцию родители и представители администрации.
Наше детское объединение «Радуга» имеет свою печатную газету «Большая перемена» и детскую телестудию «Зайцев-фильм», главным техническим администратором, которого является Жулина Юлия.
В 2009г. наша телестудия приняла участие во всероссийском форуме детско-юношеского экранного творчества  «Бумеранг»  с собственным мультфильмом и   Жулина Юля получила приглашение в ВДЦ«Орленок»  на    финал этого  форума. В том же году средства массовой информации нашего объединения стали участниками краевого фестиваля школьных и детских  СМИ «45 параллель», где были отмечены грамотами оргкомитета.
Особое внимание в детском объединении уделяется военно-патриотическому воспитанию.  На протяжении нескольких лет ребята из поисково-краеведческого клуба «Оптимист» занимаются поисковой работой,  собирают сведения о своих односельчанах, защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны.  Поэтому целью  детского объединения  в этом направлении стало  воспитание чувства патриотизма, гордости за нашу Родину и ее народ среди подрастающего поколения  на примерах героических  подвигов   наших земляков.   Пока жива эта память, мы уверены, что всё молодое поколение, а  в будущем наши   дети и внуки будут чтить, беречь и защищать честь воина-освободителя, историю и достоинство великой Родины.  
Наша молодежь прекрасно понимает, что перед светлой памятью погибших и тех, кто еще жив, мы обязаны сохранить мир, чтобы никогда не повторилась война, подобная минувшей.
Традиционными стали встречи с ветеранами   войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, проведение «Уроков мужества», мероприятий, посвященных Защитникам Отечества и празднованию Великой Победы. 
В канун празднования Великой Победы ребята провели акции «Письмо ветерану», «Помощь ветерану».  На районный, краевой и Всероссийские  конкурсы были отправлены работы ребят, посвященные Великой Отечественной войне.
В подготовке различных мероприятий большую роль играет театральная студия «Колокольчик». Ребята из студии организуют и проводят различные праздники, мероприятия, беседы, конкурсы.  Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Всё это позволяет моим воспитанникам в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Одно из основных направлений моей работы это выявление лидерских качеств членов детского объединения. Наше детское объединение подготовила ни одного лидера, о которых можно с гордостью говорить. Это победители и призеры районных конкурсов «Лидер»:  Жулина Евгения – 2002г., Берюмова Татьяна – 2003г., Назаров Герман – 2004г., Савина Елена – 2005г., Петренко Ксения – 2007г.     
 Петренко Ксения  в 2007.г    побывала в профильной   смене г.Кисловодска.  А этим летом   Рябцева Кристина стала участником  краевой профильной смены актива молодежи Ставропольского края «Новое поколение»
12 марта 2010 г прошел районный конкурс «Лидер», победителем  которого  стала Жулина Юлия учащаяся 8 класса, активный участник всех мероприятий объединения,  конкурсов как районных так краевых и Всероссийских .
Благодаря поддержке сильной команды, без которой не решается ни одно дело, Юля заняла первое место в районном конкурсе и приняла участие в краевом конкурсе «Лидер 2010г».  Это те члены объединения, благодаря которым можно многого добиться.
 Заключение
Обобщив и систематизировав полученные результаты, была проведена корректировка планов работы  детского объединения.
Изучив и проанализировав состояние проблемы в нашем объединении,  мы наметили ее совершенствование. Были выявлены возможности  и перспективы деятельности  детского объединения по социализации подростков.
 Сделан вывод, что для  подготовки подростка к   жизни в социуме необходимо включать его  в активную  деятельность детского объединения. Это способствует познавательной активности подростка к знаниям социальных отношений, избирательному  подходу к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умению ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.
Одним из показателей эффективности влияния жизнедеятельности объединения  на позитивную социализацию является  письма наших выпускников свидетельствующие об их позитивной социализации и осознании ценности для себя пребывания в  объединении.  В  этих письмах  благодарность за то, что именно в  объединении они научились ценить роскошь общения и понимать других.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации для классных руководителей по социализации подростков.   Мероприятие «Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?» опубликовано в журнале «Последний звонок» №3 2010г.
Классный час «Здоровый образ жизни» опубликован  в журнале «Последний звонок» №10 2011г.




                                  Литература


1.                  Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2004.
2.                  Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы./Социальная психология в изменяющемся мире/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002г.
3.                  Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 томах. Т.З. М., 1983.
4.                  Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
5.                  Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.
6.                  Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.
7.                  Закон РФ "Об образовании". М., 1996.
8.                  Лихачев Б. Педагогика. М., 1996.
9.                  Кон КС. Ребенок и общество. М., 1988.
10.              Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

Комментариев нет:

Отправить комментарий