СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Проект учителя МОУ СОШ №22 Назаровой С.Н.
Введение
Современная
ситуация обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития
российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в
различных сферах общественной жизни.
С другой
стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение,
социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия
в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост
подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение
общей культуры молодежи.
В связи с
этим существенно возрастает значимость деятельности общественных
институтов. Среди этих институтов особое место занимают школа и детские и
молодежные общественные объединения, работа которых строится прежде всего с
учетом интересов детей и молодежи и предполагает развитие их инициативы и
общественной активности.
Детское общественное объединение является
одним из институтов социализации и связано с социальной стороной развития
подрастающего поколения (В.И.Андреев, М.И.Рожков). В утвержденном Федеральном
законе "О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений" подчеркнуто, что детское объединение создается
в целях социального становления, развития и самореализации детей в общественной
жизни.
Успешность социализации существенно зависит от социального
окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной
активности и отношений, нормы поведения.
Целью исследования является
разработка, обоснование, реализация системы социализации личности подростка в
условиях детского общественного объединения и выявление педагогических условий
ее эффективного функционирования.
В соответствии с
поставленной целью были сформулированы
следующие
задачи:
·
Изучить и проанализировать состояние проблемы
исследования в научной литературе и наметить стратегию ее совершенствования.
·
Обобщить
научно - педагогические представления о сущности, содержании и уровнях социализации
подростков в социуме.
·
Выявить возможности и особенности деятельности
современных детских объединений по социализации подростков.
·
Обосновать и экспериментально проверить
эффективность деятельности детского общественного объединения в процессе
реализации комплексной программы по социализации подростков.
·
Разработать методические рекомендации по
социализации подростков в деятельности детских общественных объединений.
Методы
исследования
Исходя из целей
и задач работы нами применялись
следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по
философии, педагогике, возрастной, педагогической и социальной психологии;
наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа.
Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях. Наша
задача помочь им найти своё место в жизни и стать полноправными участниками
общества.
1. Обзор литературы
Многие
российские ученые, в области воспитания и образования, разрабатывали различные
концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения,
самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как - О.С.
Газман, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, А.Н. Тубельский, Г.К.
Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.
Например, А.В. Мудрик считает,
что развитие личности подростка включает три «само»: самосознание,
самоопределение и самоутверждение. О.С. Газман в саморазвитие личности включает
процесс самоопределения как выбор и сознательную постановку целей,
самореализацию как творческую реализацию своих целей и самореабилитацию как
умение восстанавливать потребности и энергию. Г.К.Селевко разработал технологию
саморазвития личности учащихся. Она основывается на том, что деятельность
ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других
потребностей саморазвития личности. Потребность порождает мотив, мотив ведет к
действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит
усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие.
Проблема социального становления личности
рассматривалась в исследованиях Э.Ш.Камалдиновой, Э.С. Соколовой, Р.А.Литвак,
И.А.Филипповой и др.
Исследованию
сущности, структуры феномена "социализации" посвящены труды
отечественных (И.В.Андреенкова, Б.З.Вульфов, В.Н.Гурова, С.Н.Иконникова,
Л.Н.Коган, И.С.Кон, П.П.Лямцев, В.Т.Лисовский, А.В.Мудрик,В .В.Москаленко) и
зарубежных (Э.Дюркгейм, Дж.Коулмен, Т.Парсонс, Н.Таллмен и др.) ученых.
Влияние социальной
среды на развитие личности ребенка раскрыто в трудах В.Г.Бочаровой,
А.В.Мудрика, А.Я.Найна, В.Д.Семенова и др.
Теоретическую
базу исследования детских сообществ заложили отечественные ученые И.Г.Гордин,
Т.Е.Конникова, В.В.Лебединский, С.Т.Шацкий, Б.Е.Ширвиндт, В.Н.Шульгин и др.
Анализ
современных педагогических исследований свидетельствует о возрастаюшем интересе
к проблемам детских общественных объединений.
2. Результаты исследований
Исследование
проблемы социализации личности подростка в условиях детского общественного
объединения, с целью выяснения состояния проблемы было начато с анкетирования подростков МОУ СОШ № 22 с целью определения
уровня социализации.
Разработка и
апробация на практике системы педагогической поддержки социализации личности школьников, в нашем детском объединении
началась с использования таких методов, как наблюдение за реальной
деятельностью подростков в детском общественном объединении; прогностические
методы (экспертная оценка, самооценка и др.); диагностические методы
(анкетирование, интервьюирование и др.); системный анализ - с целью разработки
системы и создания комплекса педагогических условий эффективности ее
функционирования в детском общественном объединении; эмпирические (прямое и
косвенное наблюдение, описание) параксиметрические (анализ продуктов
деятельности), методы математической статистики.
В детском объединении мы
стремимся к тому, что бы ведущим в
отношении взрослого и ребенка являлся принцип: «Хоть ты ребенок или подросток, но ты такой же
человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».
Мы считаем, что творческую
личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога
творящего. В творчестве важно, когда воспитанник сам осознает свой выбор, свои
приобретенные навыки: сам сочинил
программу, игру, сценарий, проект; ценит
и считается с мнением педагога и товарищей. Соблюдается принцип: «Отвергаешь –
предлагай!»
Педагоги стремятся, что бы дети смогли
обогащать свои знания в области краеведения,
экологии, истории и культуры, пополнять культурное наследие своего села собственными свершениями.
Детское
объединение способствует социальной адаптации детей и подростков через
взаимодействие с другими социальными структурами:
Дом культуры, Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТ), музыкальная
школа; с районной детской юношеской организацией «Единство». На
протяжении уже нескольких лет мы тесно сотрудничаем с Краевым
экологическим центром, Московской сельскохозяйственной Академией им. К.А.
Тимирязева г. Москвы.
В структуру детского объединения
входит профильный отряд «Экос», где ребята, занимаясь уже не один год
исследовательской деятельностью, имеют
возможность проявить свои лидерские качества в полном объеме.
Работа над учебными проектами или
исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс из
скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Благодаря работе в этом направлении у детей возросла уверенность в себе, умение
держаться во время выступления, появился интерес к той или иной деятельности.
Ребята отряда
«Экос» побывали не только на краевых конкурсах и конференциях, но и на Всероссийских: в г.Санкт-Петербурге , в
г.Москве, в г.Королеве и т.д.
Результатом
работы детского объединения по направлению
«Моя малая Родина», стало приглашение
семи ребят нашего объединения (Жулина Диана, Земцов Илья, Богаевский
Сергей, Федорова Галина, Мамитько Настя, Стукалова Арина, Кириченко Елена) в профильную смену ВДЦ «Орленок», где им представилась возможность проявить и приумножить свои лидерские качества.
В
рамках сотрудничества с Краевым экологическим центром по исследовательской
деятельности в августе 2009г. Жулина
Юлия и Мамитько Анастасия побывали в
лагере санаторного типа на межрегиональной профильной смене в г. Анапа для
талантливых детей «Человек: проблемы, взаимосвязи, закономерности» в детском санаторно-оздоровительном лагере
«Славянка», а Земцов Илья во
Всероссийской экологической смене в школе-лагере «Чайка» Ивановской области.
А в
апреле того же года в г. Королеве Жулина Юлия и Богаевский Сергей стали
лауреатами во Всероссийской Олимпиаде научно-исследовательских проектов
детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля –
Космос» . В апреле 2010 года, в г. Королеве
прошла очередная
Всероссийская олимпиада
«Созвездие», на финал которой были приглашены и приняли участие члены нашего объединения Козлова Евгения и Жулина Юлия.
Ежегодно
в мае в объединении проходят конференции, где все ребята выступают со своими
работами перед учащимися, а так же приглашаются на итоговую конференцию
родители и представители администрации.
Наше
детское объединение «Радуга» имеет свою печатную газету «Большая перемена» и
детскую телестудию «Зайцев-фильм», главным техническим администратором,
которого является Жулина Юлия.
В
2009г. наша телестудия приняла участие во всероссийском форуме
детско-юношеского экранного творчества
«Бумеранг» с собственным
мультфильмом и Жулина Юля получила
приглашение в ВДЦ«Орленок» на финал
этого форума. В том же году средства
массовой информации нашего объединения стали участниками краевого фестиваля
школьных и детских СМИ «45 параллель»,
где были отмечены грамотами оргкомитета.
Особое
внимание в детском объединении уделяется военно-патриотическому
воспитанию. На протяжении нескольких
лет ребята из поисково-краеведческого клуба «Оптимист» занимаются поисковой
работой, собирают сведения о своих
односельчанах, защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной
войны. Поэтому целью детского объединения в этом направлении стало воспитание чувства патриотизма, гордости за
нашу Родину и ее народ среди подрастающего поколения на примерах героических подвигов
наших земляков. Пока жива эта
память, мы уверены, что всё молодое поколение, а в будущем наши дети и внуки будут чтить, беречь и защищать
честь воина-освободителя, историю и достоинство великой Родины.
Наша
молодежь прекрасно понимает, что перед светлой памятью погибших и тех, кто еще
жив, мы обязаны сохранить мир, чтобы никогда не повторилась война, подобная
минувшей.
Традиционными
стали встречи с ветеранами войны,
участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, проведение «Уроков
мужества», мероприятий, посвященных Защитникам Отечества и празднованию Великой
Победы.
В канун
празднования Великой Победы ребята провели акции «Письмо ветерану», «Помощь
ветерану». На районный, краевой и
Всероссийские конкурсы были отправлены
работы ребят, посвященные Великой Отечественной войне.
В
подготовке различных мероприятий большую роль играет театральная студия
«Колокольчик». Ребята из студии организуют и проводят различные праздники,
мероприятия, беседы, конкурсы. Театрально-эстетическая
деятельность, органично включенная в образовательный процесс, —
универсальное средство развития личностных способностей человека. Всё это
позволяет моим воспитанникам в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Одно из
основных направлений моей работы это выявление лидерских качеств членов
детского объединения. Наше детское объединение подготовила ни одного лидера, о
которых можно с гордостью говорить. Это победители и призеры районных конкурсов
«Лидер»: Жулина Евгения – 2002г.,
Берюмова Татьяна – 2003г., Назаров Герман – 2004г., Савина Елена – 2005г.,
Петренко Ксения – 2007г.
Петренко Ксения в 2007.г
побывала в профильной смене
г.Кисловодска. А этим летом Рябцева Кристина стала участником краевой профильной смены актива молодежи
Ставропольского края «Новое поколение»
12
марта 2010 г
прошел районный конкурс «Лидер», победителем
которого стала Жулина Юлия
учащаяся 8 класса, активный участник всех мероприятий объединения, конкурсов как районных так краевых и
Всероссийских .
Благодаря
поддержке сильной команды, без которой не решается ни одно дело, Юля заняла
первое место в районном конкурсе и приняла участие в краевом конкурсе «Лидер
2010г». Это те члены объединения,
благодаря которым можно многого добиться.
Заключение
Обобщив и систематизировав полученные результаты, была
проведена корректировка планов работы
детского объединения.
Изучив и проанализировав состояние проблемы в нашем
объединении, мы наметили ее совершенствование.
Были выявлены возможности и перспективы деятельности детского объединения по социализации
подростков.
Сделан вывод, что для подготовки подростка к жизни в
социуме необходимо включать его в
активную деятельность детского
объединения. Это способствует познавательной активности подростка к знаниям
социальных отношений, избирательному подходу
к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умению
ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать
собственные и совместные действия.
Одним из показателей эффективности влияния
жизнедеятельности объединения на
позитивную социализацию является письма
наших выпускников свидетельствующие об их позитивной социализации и осознании
ценности для себя пребывания в
объединении. В этих письмах
благодарность за то, что именно в
объединении они научились ценить роскошь общения и понимать других.
На основании полученных результатов были разработаны
рекомендации для классных руководителей по социализации подростков. Мероприятие «Взаимоотношения в коллективе. Как
предотвратить конфликты?» опубликовано в журнале «Последний звонок» №3 2010г.
Классный час «Здоровый образ жизни» опубликован в журнале «Последний звонок» №10 2011г.
Литература
1.
Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2004.
2.
Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и
перспективы./Социальная психология в изменяющемся мире/ Под ред. Г.М.Андреевой,
А.И. Донцова. М., 2002г.
3.
Выготский Л. С.
Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 томах. Т.З. М., 1983.
4.
Выготский Л. С.
Педагогическая психология. М., 1996.
5.
Выготский Л. С.
Мышление и речь. М., 1996.
6.
Сластенин В.А. и др.
Педагогика. М., 1997.
7.
Закон РФ "Об
образовании". М., 1996.
8.
Лихачев Б. Педагогика.
М., 1996.
9.
Кон КС. Ребенок и
общество. М., 1988.
10.
Мудрик А.В. Введение в
социальную педагогику. М., 1997.
Комментариев нет:
Отправить комментарий