суббота, 10 декабря 2011 г.

Работа с одаренными детьми в условиях современной сельской школы


Проект учителя физики МОУ СОШ №1 ст. Курской
Аршакян Рузанны Шагеновны

1. Представление проекта
1.1 Актуальность проекта
Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров


В современной школе менять надо не содержание учебного материала, а способы овладения им и его применения. Можно ли добиться результата, применяя традиционные методы обучения? Если нет, то какие новые подходы надо использовать?
Выбор методов обучения на уроках физики определяется не только задачами урока, его содержанием, материальным обеспечением кабинета, но и динамикой умственной работоспособности школьников. Среди факторов, способствующих сохранению высокой работоспособности учащихся на уроке, важное место занимает обоснованная смена видов деятельности учащихся, т.е. смена методов обучения.
 В своей работе использую разнообразные современные методики технологии обучения (развивающее, проблемное, разноуровневое  обучение, технологию решения исследовательских задач, модульное и блочно-модульное обучение, тестирование, развиваю домашнюю экспериментальную и исследовательскую деятельность, их связь с уровнями развития познавательного интереса учащихся).

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
•   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
•   креативности;
•   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть их, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
•        выявление одаренных детей; 
•        развитие творческих способностей на уроках;
•  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
•        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
1.2 Проблема проекта
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной:
  • низкая мотивация учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • создание системы, развивающей творческую личность.
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Добиваюсь того, чтобы ребенок работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».
Выявление и отбор детей с признаками одаренности: наблюдения родителей и учителей,  диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам (обычно повышенной трудности и объема) и в данном образовательном учреждении.  Теория и практика показывают, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной - двух методик и должна включать три этапа: общая групповая диагностика, индивидуальная диагностика и собеседование.  Применяемые для  решения этой проблемы  методики могут быть разными, поскольку главное требование к ним –  это обеспечить возможность нахождения и отбора  «своего ученика». 
1.3 Цель проекта

создать модель работы с одаренными детьми в условиях  современной сельской школы и внедрить новые педагогические технологии на основе компетентностного подхода.

1.4 Задачи проекта:
ü      изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми в инклюзивном обучении (очное, экстернат, индивидуальное)
ü      разработка и апробация научно-методических материалов по формированию и развитию компетентностей учащихся:
·        логического мышления
·        интеллектуальных  и творческих способностей
·        привитие навыка самостоятельного поиска информации
·        развитие познавательной деятельности
·        выработка умений учащихся  к организации своего труда и отдыха
·        развитие коммуникативных навыков
ü      создание пространства для творческого самовыражения учащихся, характеризующегоя комфортным психологическим климатом и положительной мотивацией
ü      формирование банка творческих продуктов
ü      диагностирование, анализ, обобщение и трансляция опыта собственной модели по работе с одаренными детьми.
2. Реализация проекта

Основные заповеди:
·        человек, если он на своем месте, обязательно будет приносить пользу, так помогите ему найти его место;
·        успех – это совокупность вовремя исправленных мелочей;
·        силен не тот, кто никогда не падал, силен лишь тот, кто, падая, встает;
·        если дарование спит, то его надо будить;
·        не забывай использовать отныне ресурс «глобальной паутины».

2.1       Выявление одаренных детей:
По оценкам экспертов только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и творческими способностями, IQ (коэффициент интеллектуальности) которых равен 125 единицам. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не менее 85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют «вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар «пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализует свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводится печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3 %.
Одаренных детей можно выявить с помощью «успеха»:
                                               Конк у рсов
                                                     Те с тов
                        Оригинальных во п росов
                                              Предм е тных олимпиад
                               Нестандартны х задач
                                       Индивиду а льных бесед

2.2 Модель работы с одаренными детьми

Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный.
М. Монтень

 

Основная цель при работе с одаренными (и не только одаренными)  детьми – превратить задатки в способности. Добиться этого возможно только при наличии положительных эмоций обучающегося.
 (Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать).
Модель работы с одаренным ребенком
Первоначально создается положительно заряженное ядро (ученики и учитель), которое вовлекается в познавательную деятельность. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельностью, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. По орбитам познавательной деятельности вращаются планеты, составляющие школьную жизнь. Каждый год планеты переходят на новую, более качественную орбиту познавательной деятельности.
В моей педагогической практике прослеживается тенденция направленная на освоение учащимися не только конкретных знаний о явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, но и овладение умениями проводить наблюдения над природными явлениями, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели.
Начиная новый учебный год,  обдумываю предстоящую работу, задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У меня есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения с целью выявления одаренных детей.
2.3 Идеи  обучения одаренных детей:
§         каждый человек от рождения наделен способностями; развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
§         знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
§         учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
§         учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
§         развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
§         учет индивидуальных психических особенностей учеников;
§         создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
На своих уроках  я  развиваю следующие практические умения:
§         работа с книгой; справочником
§         написание проекта;
§         проведение наблюдений;
§         составление задач;
§         моделирование;
§         выдвижение гипотез;
§         постановка эксперимента.

2.4 Этапы реализации проекта

Организационный этап (2008 – 2009 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.
Этап реализации(2009-2011 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и краевых олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2011-2012 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

2.5 Ожидаемые конечные результаты проекта:

  • совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; приобретение навыков саморазвития.

3. Поэтапная реализация проекта
Активная реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных требований
3.1 Кружки и внеклассная работа
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащихся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники «История развития автомобиля», «Авария на Чернобыльской АЭС». Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. С группой учеников 8-х классов я провожу «Занимательные опыты», ставлю перед ними проблемные вопросы, к решению которых они должны прийти самостоятельно. В нашей школе проводятся недели физики и математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
3.2 Моделирование  и  эксперименты
Я считаю, что моделирование это средство развития мышления учащихся при изучении физики".
Систематическая работа учеников с различными видами информации формирует  мыслительные, информационные, коммуникативные, организационные компетенции, позволяющие ученикам учиться самостоятельно, развивать внимание, память и  пользоваться своими знаниями. 
Можно привести  несколько примеров развития творческих способностей на уроках физики:
Экспериментально-лабораторные работы, они связаны с наблюдением, с выполнением опытов, изучением устройства приборов по моделям. Я стараюсь, чтобы многие работы имели исследовательский характер - особенно  те, которые по описанию в учебнике сводятся к процедуре "пронаблюдали – зарисовали". К таким лабораторным работам относятся: «Плавание тел» в 7 классе, "Изучение действия магнитного поля на ток", "Изучение электромагнита" курса 9 класса и другие.
 В 7-8 классах учащиеся выполняют домашние эксперименты: создают электромагнит, из овощей получают электрический ток, изготавливают электроскоп, перископ,  проводят опыты и объясняют. (приложение 1) Изготавливают отвес из нитки длиной 50 см и грузика. В качестве грузика можно взять гвоздь или винт. Проверяют с его помощью вертикальность косяков двери. Выясняют на чем основан принцип действия этого прибора? Эта методика позволяет поддерживать постоянный и устойчивый интерес к предмету.
3.3 Уроки и задачи
Современным уроком может считаться урок, который обеспечивает высокую учебно-воспитательную эффективность в условиях всеобщего обязательного обучения, т.е. каждый ученик получает на уроке глубокие и прочные знания, эффективное воспитательное воздействие. Я для каждого урока определяю задачи не только учителя (объяснить, повторить, закрепить, опросить, дать задание), но и учащихся (овладеть понятием, законом, выделить главное в тексте, понять и выучить вывод формулы, научиться решать данный тип задачи, экспериментально измерять физические величины и т. п.). В своей работе я использую метапредметность. Показ новизны содержания предмета, его профессиональной направленности, использование межпредметных и межцикловых связей,  всё это позволило изменить не только содержание, но и структуру урока. Теперь урок – это совместное творчество моё и учеников.  Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает»  открытие,  некогда  сделанное в физике, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, ОБЖ и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. 
Но все это возможно тогда, когда твои дети умеют пользоваться компьютером, имеют навыки быстрой работы. Поэтому я часто провожу интегрированные уроки «информатика + математика + физика». Это экономит учебное время, усиливает межпредметную связь. Например, раздел «Механическое движение, его виды» в 7, 9 , 10 классах немыслим без алгебры. Графические исследования проводим на ЭВМ. Задачи на определение встретятся ли машины или  догонит ли за 9 секунд одно тело другое, легко и красиво  решаются с помощью графиков. Уже с 7 класса учу детей писать простые линейные программы к типовым  задачам по физике. Например, учу оформлять задачу на движение в тетради, говорю о том, что надо делать все в одной выбранной системе единиц.
Я провожу интегрированные уроки с химией,  географией, биологией, математикой ОБЖ.  В 2008 году видеоролик интегрированного урока с химией по теме "М.В.Ломоносов – великий русский ученый" стал дипломантом III степени краевого этапа Московского международного фестиваля «Московские каникулы».
Для многих тем курса физики мною разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. (приложение 2)
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать дифференциацию. Для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например, в 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения на Сатурне». При этом полагаю, что массу и радиус планеты учащиеся найдут в справочнике, заодно и сверят полученный результат с табличным значением ускорения свободного падения.
На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираю эти задачи. Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 7 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса и т. д.
3.4 Турниры, конкурсы и викторины.
Особое значение  уделяю игровой форме проведения занятий. (КВН, турнир смекалистых и т.д.). Например, организовала в школе тур игр «Что? Где? Когда?». Вопросы для этой игры должны составлять ученики и учителя. Конечно же привлекались дети, которые сами пожелали помочь (значит им интересно). Основное требование к вопросу: он должен быть таким, чтобы, оперируя интеллектуальными способностями, выстроив определенную логическую цепочку, можно было прийти к ответу, используя только минимальный набор базовых знаний. От грамотно составленного вопроса ученик может получить гораздо больше положительных эмоций, чем от поиска решения.  
3.5 Олимпиады
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Мои учащиеся ежегодно участвуют в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде «Авангард». В 2006 году Перфилова Дарья заняла 2 место, а в 2008 году ученица Вадыжева Дарья – призер.
Ребята охотно принимают участие в Краевой многопредметной дистанционной олимпиаде школьников «Интеллект».
Мои ученики становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников на II районном этапе: Соболевский В. – 2007 г. – 1 место, в 2008 г. – 2 место.
Ученики 8, 9, 10 классов Осипов А., Костюк Р., Шатохин А., Охрименко Е.,
Миранов Р.. Данилов Г., 2009 году принимали участие в краевой научно-технической дистанционной олимпиаде, у Шатохина А. – 1 место в районе. Ученик 9 класса Осипов Арсен учится в Малой Технической Академии по направлению «Автоматизированные технологии». На школьной олимпиаде, 2009 года, ученик 10Б класса Данилов Г. набрал 98 баллов из  100.
3.6 Библиотека, Интернет, создание банка данных.
На уроке систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания,  доклады  о применении законов физики в различных отраслях науки и техники. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. В 11 классах,  для которых физика не профильный предмет, учащиеся составляют презентацию в POWER POINT,  пишут рефераты, оформляют проекты  в текстовом      процессоре  WORD.  
Используя дополнительную литературу, а также Интернет ресурсы, мои учащиеся готовят презентации, видеоролики к уроку, где они представляют цели, задачи, делают выводы.
Например,  учащиеся 11 классов Зуев А., Зеленов А., Григорян И., Качаева Е. создали мини-проект и видеоролик по теме «Проблемы и перспективы современной энергетики»,  а Перфилова Д., Кряжева К., Багдасарьян В., Ходилошвили И.  по теме:  «Использование электроэнергии на транспорте».
Презентации по темам: «Альтернативные источники энергии», «История военной техники», «Бытовая техника» и т. д.
Затем они сами демонстрируют показ, объясняя эту тему на уроках повторения или          конференциях в10 и 11 классах или в классах среднего звена. Такая работа систематизирует знания учащихся по физике, готовит детей к публичным выступлениям.

3.7 Информационные технологии
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать  множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд,  выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, на мой взгляд, используя информационные технологии, я развиваю способности и навыки обучения и самообучения.
Успешность применения ИКТ зависит не только от учителя, но и от наличия техники и качества программного обеспечения. .
На сегодня в моей творческой лаборатории компьютерных технологий обучения есть:
1. Тесты для 7-11 классов по всем разделам физики. .
2. Модели физических явлений, опытов в презентациях и программах
3.«Физика 7-11кл» (пл.1С:Образование);
4.«Физика» 7-11 кл практикум ( пр.Физикон)  и др
Но больше исследовательские и лабораторные работы провожу в индивидуальном режиме на электронных пособиях. Пример таких работ: «Влияние сопротивления воздуха на траекторию снаряда», «Движение по наклонной плоскости», «Движение тела в поле тяготения» и др.  Методика здесь такова: класс делится  на группы или пары. Одно и то же явление изучают различными способами: теоретически и экспериментально, которые проводят реально и виртуально. Далее каждый рассказывает о результате исследований.

3.8 Метод проектов

Познакомившись с методом учебных проектов, я поняла, что это достаточно эффективный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность использования не только учебного материала, но и расширение информационного пространства за его рамки (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация).

Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, краевом уровнях.

В 2009 году  наш район  проводил районную научно- практическую конференцию "Научно – техническое  творчество  нового  поколения – 2009", где ученик 8 класса Осипов Арсен, представив проект по теме «Эволюция самолетостроения: от крыльев Икара до космических аппаратов» занял 1 место в районе и представил свою работу в г. Ставрополе.

В настоящее время  Меркулова А. 9 класса работает над проектом: " История создания утюга" номинация научно-практическая конференция, Миронова Ю. работает над учебно-исследовательским  проектом  по проблемам защиты окружающей среды «Человек - Земля - Космос» (олимпиада "Созвездие-2010») по теме:  "Энергия и человек".

СевКавГТУ деканат факультета электроники и нанотехнологий объявил благодарность за подготовку Переверзева Д. к учебно-профессиональной деятельности, за формирование заинтересованности в приобретении и умении применять полученные знания, способность самостоятельно мыслить, необходимых будущему студенту.


4. Вывод

Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто.
Б.Ф. Скиннер
            Разнообразие видов учебной деятельности школьников имеющихся в моём арсенале, помогает мне делать учебный процесс каждый раз новым. Это полезно и  хорошо известно, новизна организаций  - мощный  стимул возникновения и поддержания интереса к знаниям. Расширяя палитру видов учебной деятельности школьников, тем самым получаем «ключ» к гуманному преподаванию, поскольку становится легче создавать для учеников благоприятные условия на занятиях и ситуации успеха.
Эффективность обучения на уроках физики зависит от наличия у детей мотивации к данному обучению. Обучение протекает более эффективно и даёт более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Ведущую роль в обучающем процессе играют межличностные отношения учителя с учениками. Использование влияния межличностных отношений на  детей приводит к формированию у них позитивного или отрицательного отношения к обучению, к школе в целом.
1.Метод эмоционального стимулирования;
2.Создание ситуаций успеха в обучении;
3.Поощрение и порицание в обучении;
4.Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности;
5.Метод развития познавательного интереса;
6.Формирование готовности восприятия учебного материала;
7.Выстраивания вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
8.Метод стимулирования занимательным содержанием;
9.Метод создания ситуаций творческого поиска;
10.Метод формирования ответственности и обязательности;
11.Формирование понимания личностной значимости учения.
Данный проект предполагает вовлечение ученика в познавательную деятельность. И если у одаренного ребенка возникнет устойчивая потребность к мыслительному процессу, то значит, учитель подготовил отличную «стартовую площадку», и мир улыбнется ещё одному гению.


муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Курского муниципального района Ставропольского края
Проект
 учителя физики
МОУ СОШ №1 ст. Курской
Аршакян Рузанны Шагеновны

Комментариев нет:

Отправить комментарий