Повышение качества образования и формирование у учащихся
ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования,
которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в
учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь
исследовательских, рефлексивных, самооценочных; Формирование не просто
умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их
применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие
познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Как
оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости,
сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность
жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к
знаниям? Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка
ученика в условия исследователя, на место учёного или
первооткрывателя.
Физика –
наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация
исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый
фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её
увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не
страшно, физика – это интересно.
Для
успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся
элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Важно научить учащихся:
§
Ставить цель;
§
Составлять план исследований;
§
Подбирать необходимые
приборы и материалы;
§
Собирать необходимые
установки;
§
Проводить исследования
и формулировать выводы.
А также:
Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, которые можно
представить в виде следующей цепочки:
Теоретическое предвидение - разработка рабочей гипотезы - наблюдения
-
эксперимент - анализ
экспериментальных фактов и выводы из них -
проверка выводов на практике.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.
Например:
§
Почему жужжит пчела?
§
Что поднимает в воздух
самолёт?
§
Через какое время
после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?
Нередко подобные вопросы нужно не просто
объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение
расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся
обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь
и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу
на пустом месте. Исследовательская деятельность учащихся многогранна и
организую её на любом этапе обучения физике:
§
При изучении
физической теории;
§
При решении задач;
§
При проведении
демонстрационного эксперимента;
§
При выполнении
лабораторных работ.
А также провожу:
§
Исследования в
рассказах;
§
Исследования
практических вопросов;
§
Исследования с помощью
самодельных приборов;
§
Исследования дома и на
улице;
§
Проектную
исследовательскую деятельность учащихся.
Самой эффективной в плане формирования
ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская
деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и
ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у
них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей
жизни. Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии
оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося.
Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства,
технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются
формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное
время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми
методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть
реализовать определенные компетенции. Необходимость быстрого поиска решения
возникающих производственных и научных задач привела к распространению
проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В
соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы
новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований
и проверка гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно
получить, только если формировать их со школьной скамьи. В результате
исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо станет одной из
важнейших форм современного образования.
В качестве примера организации
проектно-исследовательской деятельности рассмотрим урок в 8 классе по теме:
“Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”. Эта тема
изучается после темы “Работа и мощность тока”, то есть учащиеся уже знакомы с
этими величинами. При традиционной технологии расчет электроэнергии бытовыми
приборами осуществляется на примере решения стандартных задач из сборника задач
по физике. При получении результата проводится небольшой сравнительный анализ и
делается вывод о том, какие приборы потребляют большее количество
электроэнергии и дороже обходятся. Исследовать нечего, весь творческий поиск
сводится к нахождению расчетной формулы и выполнению математических действий. Развивающий
потенциал такого подхода практически стремится к нулю. Факторы для поиска
проблем и целей исследования необходимо искать в анализе явлений, процессов,
ситуаций. Для создания таких факторов на данном уроке я рекомендую в
календарно-тематическом плане несколько изменить последовательность изложения
материала. Разделить урок “Работа тока” и “Мощность тока”. На предыдущем уроке
необходимо ввести формулу нахождения стоимости электроэнергии и понятие тарифа.
Данный урок станет основанием для введения величины “Мощность тока”. Следующим
уроком будет урок отработки навыков решения задач, при этом будут серьезные
основания и аналитические данные для оценки полученных результатов задач.
Необходимо обеспечить потребность в знаниях или умениях, которым посвящается
урок, сформировать мотив к обучению, то есть желание изучать данный материал.
Познавательный мотив – один из главных, он связан с интересом заранее, в
котором акцентируется внимание зрителей на том, как мы привыкли использовать
электроэнергию: одновременно работают несколько электроприборов, многие из них
переходят в режим ожидания, в помещениях горит свет, не смотря на светлое время
суток. После просмотра видео - ролика ученикам предлагается выделить проблему
не рационального использования электроэнергии, которую предстоит решить на
уроке. Учитель наводящими вопросами уточняет, а в чем же проблема лично для
нас, для общества и государства?
Формулируется проблема: Нерациональное использование электроэнергии
приводит к высокой ее стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению
природных ресурсов.
Ставится цель урока: Рассчитать стоимость электроэнергии бытовых
электроприборов. Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии
влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов. Разработать
рекомендации по экономии использования электроэнергии.
После постановки целей, важно повторить
изученные величины, такие как работа тока, стоимость электроэнергии, тариф. Для
перехода к этапу формулирования гипотезы важно показать практическое применение
физических характеристик, связанных с работой тока. Например, каждой паре
учащихся предложить в технических паспортах электрических приборов определить
параметры эксплуатации, такие как рабочая мощность, напряжение, частота тока.
Записать на доске. Сравнить полученные результаты и попробовать выдвинуть гипотезу
о том, как будет зависеть работа тока и стоимость представленных устройств от
приведенных характеристик. Учащиеся обнаруживают, что расхождения в
характеристиках устройств, сводятся к различной мощности. Значит, делается
вывод, что работа тока будет зависеть от мощности, а как? При просмотре
видео-ролика, вы наверное обратили внимание на то, что некоторые устройства
переходили в режим ожидания, т.е. само устройство не работало, но полностью
отключено от сети не было, об этом сигнализировала маленькая красная лампочка
(плойка). Как вы думаете, расходуется ли электроэнергия на работу устройства в
режиме ожидания? Много ли расходуется энергии? Выдвигаются гипотезы учащимися и
фиксируются на доске. Следующий важный вопрос: а откуда берется электроэнергия?
Предложить подумать, а не наносит ли вред окружающей среде выработка
электроэнергии для работы указанных устройств? Почему в последнее время так
актуален вопрос о переходе на люминесцентные лампы? Может быть существуют
устройства, которые дают тот же результат, но не наносят такого вреда
окружающей среде и позволяют сэкономить бюджет. Все выдвинутые гипотезы
необходимо зафиксировать на доске или на слайде презентации. Ставятся задачи
урока: 1) исследовать, от чего зависит стоимость электроприборов 2) исследовать,
как влияет работа приборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии, 3)
изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии, 4)
выяснить, какие источники электроэнергии существуют, каковы их преимущества и
недостатки 5) рассмотреть способы экономии электроэнергии.
Для
решения поставленных задач используем коммуникативный мотив. Коммуникативный
мотив – связан с необходимостью общения, делового сотрудничества,
взаимодействия. Для этого класс делится на группы. Классу предлагается
совместное выполнение поставленных задач при условии, что каждая группа будет
делать свою часть исследования. В этом случае каждый член команды оказывается
участником созидательного процесса, проходит под руководством учителя все этапы
творческой деятельности. Такая работа способствует развитию исследовательских
навыков у всех членов команды. Даже слабые школьники “заражаются” творчеством и
делают свои небольшие открытия. Под дифференцированном подходом принято
понимать обеспечение различных условий, учитывающих индивидуально-личностные
особенности обучающихся при усвоении предметного содержания.
Интегративно-дифференцированный подход представляет собой соединение этих,
казалось бы, исключающих друг друга подходов и может обеспечить как достижение
целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения. При этом
создаются условия для формирования ключевых компетентностей личности, имеющих
надпредметное содержание, а также личностной компетентности для
самоопределения, саморазвития и самораскрытия компетенций”
Таким
образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся
целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта
самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное
качество образования и повышает качество преподавания предмета.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №11
с углубленным изучением
отдельных предметов
Курского муниципального района
Ставропольского края
Учитель физики Камович Н.С. 2011 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий