Проект
исследовательской работы по теме:
«Психолого-педагогические основы адаптации
учащихся на 2 ступени обучения»
учителя
начальных классов
МОУ СОШ № 11
с углубленным изучением ряда предметов
Курского муниципального района
Ставропольского края
2007-2009 уч. год
Носовой О.М.
Актуальность
исследования.
В
условиях кардинальных изменений, происходящих в политической,
социально-экономической, духовной жизни нашего общества, в ситуации быстро
меняющихся научно-технических достижений особенно актуальным является
переосмысление социальной роли и функции системы образования. Модернизация
общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование
преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств
личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу
можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность
к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становится в
современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с
окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель
конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и
самоценности.
Успешность адаптации школьника к обучению
в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим
и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в
период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м
классе, необходимо:
– учитывать
психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый
период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел
в 5-й класс;
– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Адаптация младших подростков в новых
условиях жизни и деятельности на 2-й ступени общего образования напрямую
связана с их психологической готовностью к переходу в V класс.
Готовность
школьника к переходу в основную школу зависит от целого ряда факторов, но прежде всего от
правильно организованной работы в этом направлении.
Под
психологической подготовкой учащихся подразумевается стойкая или временная активизация способностей личности к
деятельности в определенных условиях. В
широком смысле подготовка понимается как доведение чего-то до состояния
готовности, соответствия определенным
требованиям.
Психологическая
готовность учащихся определяется той
системой требований, которые школа 2-й
ступени предъявляет к ним. Связаны они, как показывают исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), с изменением социальной
позиции ученика, а также со спецификой учебной деятельности в основной школе.
Формирование
психологической готовности учащихся
зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в
работе учителей начальных классов и учителей-предметников. Преемственность между начальной и основной школами
осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам,
приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.
Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не является
новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на мой взгляд, несколько.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного»
возраста и у детей:
они становятся младшими подростками.
Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания,
переоценки моральных ценностей, мены ведущей
деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, детей с переходом в среднюю школу резко повышается
уровень тревожности, связанный с новыми
ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно
требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
В настоящее время
психология рассматривает адаптацию не как пассивное приспособление к условиям
жизни, а как активное взаимодействие человека с окружающей средой, которое
обеспечивает ему возможность самосохранения и саморазвития. Актуальность этой
проблемы отмечали в своих трудах Б.Г. Ананьев, Е.К. Завьялова, А.А. Реан, Д.И.
Фельдштейн и др..
Важным этапом формирования адаптивных способностей детей является переход изначальной в среднюю школу, который теснейшим образом связан с особенностями учебной мотивации младших подростков и теми эмоциональными переживаниями, которые характерны для детей на данном этапе развития.
Важным этапом формирования адаптивных способностей детей является переход изначальной в среднюю школу, который теснейшим образом связан с особенностями учебной мотивации младших подростков и теми эмоциональными переживаниями, которые характерны для детей на данном этапе развития.
Переход
ребенка из начальной школы в
среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни:
увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется
несколько учителей, предъявляющих порой разные
требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал учебных
программ, требующих новых уровней учебной работы; расширяются виды внеклассных
и внешкольных занятий; меняется система взаимоотношений с миром, людьми, самим
собой, меняется социальный статус детей;
актуализируются процессы формирования личности.
Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе,
нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение
самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых
при переходе на 2 ступень обучения. Есть
немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к
учёбе у учащихся . С этажа начальной
школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи основной
школы, где они оказываются самыми маленькими. Ещё более однозначно резкое и
неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе
из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей.
И дело не в том, что к новым учителям, к их ожидания, стилям, требованиям надо
привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих
учеников, узнать их индивидуальные особенности… Дело, прежде всего в том, что
учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода на основную
ступень, прожил с этими детьми 4 года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками,
знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как
каждый ребёнок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская
класс, учитель начальных классов любуется окрепшей самостоятельностью своих
учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в основной школе,
учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих
новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не
слишком образованными.
Решающую роль в процессе поддержания
адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут
изменяться все параметры системы, играет психическая
адаптация.
Психическая адаптация является сплошным
процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией , включает в
себя ещё два аспекта :
а)оптимизацию
постоянного воздействия индивидуума с окружением;
б)
установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими
характеристиками.
Изучение адаптационных процессов тесно
связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило
основанием для определения стресса как
неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и
рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о
стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как
процесса :
1).
непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2).
максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3).
нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В
широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Интерес к проблемам адаптации представлен также
и в работах отечественных авторов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова,
Т. В. Драгуновой, И.В.Дубровиной, А.К. Марковой, К.Н. Поливановой.)
Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю, ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца в своем единстве и взаимообусловленности. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему моего исследования: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения.»
Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю, ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца в своем единстве и взаимообусловленности. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему моего исследования: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения.»
Предмет
исследования: психолого-педагогические аспекты адаптации учащихся на 2 ступени.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и внедрить психолого-педагогические аспекты адаптации учащихся на 2 ступени.
Гипотезы
исследования:
1. При переходе ребенка из
начальной в среднюю школу адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена
его эмоциональными переживаниями.
2. Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребенка с учителями.
3. В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышаются, и это происходит за счет новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях.
2. Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребенка с учителями.
3. В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышаются, и это происходит за счет новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях.
Для проверки сформулированных гипотез были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам учебной мотивации и эмоциональных переживаний в младшем подростковом возрасте.
2. Изучить особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний выпускников начальной школы и пятиклассников в условиях адаптации ко ступени обучения.
3. Провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и эмоциональных переживаний выпускников начальной школы и пятиклассников на этапе адаптации ко второй ступени обучения.
4. Разработать программу психолого-педагогической подготовки
учителей - предметников и классных руководителей к работе с учащимися 5 класса на начальном этапе их адаптации к средней школе.
5. Составить план
действий по решению проблемы преемственности.
6. Выработать
единые требования к выпускникам начальной школы.
7. Составить
программу перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
8. Разработать
комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике
дезадаптации.
9. Составить
карту индивидуальной работы с учащимися «группы риска».
10. Провести
психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся при переходе на основную ступень.
11. Составить
психологический паспорт выпускного класса и разработать портфолио учащихся.
12. Создание
«карты знаний» у каждого учащегося на период:
май (4кл) – октябрь (5кл)
Методы и организация
исследования.
Для реализации поставленных
задач в работе использован комплекс методов:
1) опросник Н.Г. Лускановой, направленный на выявление особенностей мотивации, эмоционального отношения к школе;
2) схема-характеристика Н.Г. Лускановой, позволяющая изучить особенности поведения и общения учащихся ;
1) опросник Н.Г. Лускановой, направленный на выявление особенностей мотивации, эмоционального отношения к школе;
2) схема-характеристика Н.Г. Лускановой, позволяющая изучить особенности поведения и общения учащихся ;
3) методика «Незаконченные
предложения» (модификация А.Б. Орлова и
A.M. Прихожан),
A.M. Прихожан),
4) методика отслеживания
успеваемости и психического развития учащихся Ю.З. Гильбуха.
Кроме того, проводить наблюдения за детьми;
анкетирование детей, родителей, учителей; беседы с учениками, родителями,
учителями.
Достоверность выводов проверять с помощью таких методов математической статистики, как вычисление средних значений, показатель вариативности, t-критерий Стьюдента.
Достоверность выводов проверять с помощью таких методов математической статистики, как вычисление средних значений, показатель вариативности, t-критерий Стьюдента.
База
исследования.
В
исследовании приняли участие школьники МОУ СОШ № 11 заканчивающие начальную школу (4- класс), и начинающие обучение в средней (5 класс).
В исследовании участвовали учителя-предметники
и классные руководители 5-х классов, родители.
Исследование будет проводиться в три
взаимосвязанных этапа с 2007 – 2009 годы.
Первый этап ( ноябрь 2007
– февраль2008) будет
посвящён изучению, и анализу философской, психолого-педагогической литературы
по теме исследования и выявлению состояния исследуемой проблемы в практике
образовательного процесса. Полученный материал позволит выдвинуть основную
рабочую гипотезу и наметить программу исследования, а также определить цели и
задачи, объект и предмет исследования.
Второй этап ( март 2008 –
декабрь 2008) будет
преимущественно экспериментальным. Данный этап должен сыграть важную роль в
проверке и уточнении концепции, определения социальных психолого-педагогических
аспектов решения проблемы, позволит накопить фактический материал и
экспериментально его проверить.
Третий этап ( январь 2009
– ноябрь 2009) включает
обработку и анализ полученных результатов исследовательской работы, уточнение
теоретических и практических положений.
Выводы:
1. Основываясь на своём опыте, считаю, что если один
из предметов учебного плана 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий
соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы,
то это благоприятно скажется на
адаптации учащихся на 2 ступени.
2. Особая роль в обеспечении преемственности отводится
классным руководителям, поэтому я думаю, что может существовать и другой
вариант – когда роль классного руководителя в 5 классе остаётся за учителем
начальной школы.
3.Очень важен тандем «учитель начальной школы –
учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от
взаимоотношений прошлого и будущего.
Литература:
1. Методическое письмо МО РФ «Об обеспечении успешной
адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на
основную»
2. Л.П. Барылкина, Н.А. Королёва «Завуч начальной школы»
М. ВАКО 2005
3. Настольная книга завуча начальной школы. Глобус. 2007
4. Журналы «Начальная школа» №2 2004, №8 2006, № 4 2007,
№ 5 2008
5. Журнал «Завуч начальной школы» № 6 2008.
6. Программы средней школы по русскому языку и
математике.
Материал на странице автора >>>
http://pervootkrivatel.ucoz.ru/index/preemstvennost/0-15
Материал на странице автора >>>
http://pervootkrivatel.ucoz.ru/index/preemstvennost/0-15
Комментариев нет:
Отправить комментарий