воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Психолого-педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения


Проект
исследовательской работы по теме:
«Психолого-педагогические основы адаптации
учащихся на 2 ступени обучения»

учителя начальных классов
МОУ СОШ № 11
с углубленным изучением ряда предметов
Курского муниципального района
Ставропольского края
2007-2009 уч. год



Носовой О.М.
Актуальность исследования.
        В условиях кардинальных изменений, происходящих в политической, социально-экономической, духовной жизни нашего общества, в ситуации быстро меняющихся научно-технических достижений особенно актуальным является переосмысление социальной роли и функции системы образования.   Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.            
        Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
– учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
     Адаптация младших под­ростков в новых условиях жизни и дея­тельности на 2-й ступени общего образо­вания напрямую связана с их психологи­ческой готовностью к переходу в V класс.
          Готовность школьника к переходу в ос­новную школу зависит от целого ряда факторов, но прежде всего от правильно орга­низованной работы в этом направлении.
           Под психологической подготовкой учащихся  подразумевается  стойкая или вре­менная активизация способностей лич­ности к деятельности в определенных ус­ловиях. В широком смысле подготовка понимается как доведение чего-то до со­стояния готовности, соответствия опреде­ленным требованиям.
          Психологическая готовность учащихся определяется той системой требований, которые школа 2-й ступени предъявляет к ним. Связаны они, как показывают иссле­дования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леон­тьев, Д. Б. Эльконин), с изменением соци­альной позиции ученика, а также со спе­цификой учебной деятельности в основ­ной школе.
                Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимо­действия двух смежных ступеней образо­вания. Речь идет о психолого-педагогиче­ской преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предмет­ников. Преемственность между началь­ной и основной школами осуществляется как по содержанию обучения и воспита­ния, так и по методам, приемам и органи­зационным формам учебно-воспитатель­ной работы.
         Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не яв­ляется новым. Однако, несмотря на много­численные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на мой взгляд, несколько.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста и у детей: они становятся младшими под­ростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, мены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связан­ный с новыми ожиданиями. Эти объектив­но сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
       В настоящее время психология рассматривает адаптацию не как пассивное приспособление к условиям жизни, а как активное взаимодействие человека с окружающей средой, которое обеспечивает ему возможность самосохранения и саморазвития. Актуальность этой проблемы отмечали в своих трудах Б.Г. Ананьев, Е.К. Завьялова, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др..
       Важным этапом формирования адаптивных способностей детей является переход изначальной в среднюю школу, который теснейшим образом связан с особенностями учебной мотивации младших подростков и теми эмоциональными переживаниями, которые характерны для детей на данном этапе развития.
       Переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой  разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал учебных программ, требующих новых уровней учебной работы; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется система взаимоотношений с миром, людьми, самим собой, меняется социальный статус детей; актуализируются процессы формирования личности. 
Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является  стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при  переходе на 2 ступень обучения. Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учёбе у учащихся . С этажа начальной   школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи основной школы, где они оказываются самыми маленькими. Ещё более однозначно резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей. И дело не в том, что к новым учителям, к их ожидания, стилям, требованиям надо привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих учеников, узнать их индивидуальные особенности… Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода на основную ступень, прожил с этими детьми 4 года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, учитель начальных классов любуется окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. 
     Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
       Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией , включает в себя ещё два аспекта :
а)оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
      Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
   Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :
1). непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2). максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3). нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
         Интерес к проблемам адаптации представлен также и в работах отечественных авторов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, Т. В. Драгуновой, И.В.Дубровиной, А.К. Марковой, К.Н. Поливановой.)
   Но, несмотря
на  многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю, ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца в своем единстве и взаимообусловленности. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации  школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему  моего исследования: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся  на 2 ступени обучения.»

Объект исследования:  эмоционально-мотивационная сфера личности школьника.

Предмет исследованияпсихолого-педагогические аспекты адаптации учащихся на 2 ступени.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и внедрить психолого-педагогические аспекты адаптации учащихся на 2 ступени.

Гипотезы исследования:   
 1. При переходе ребенка из начальной  в среднюю школу адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями.
2. Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребенка с учителями.
3. В начале средней
школы учебная мотивация, интерес к учению повышаются, и это происходит за счет новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях.

        Для проверки сформулированных гипотез были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам учебной мотивации и эмоциональных переживаний в младшем подростковом возрасте.
2. Изучить особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний выпускников
начальной школы  и пятиклассников   в условиях адаптации ко ступени обучения.
3. Провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации  и эмоциональных переживаний выпускников
начальной школы и пятиклассников  на этапе адаптации ко второй ступени обучения.
4. Разработать программу психолого-педагогической подготовки
учителей - предметников и классных руководителей к работе с
учащимися 5 класса на начальном  этапе их адаптации к средней школе.
5. Составить план действий по решению проблемы преемственности.
6. Выработать единые требования к выпускникам начальной школы.
7. Составить программу перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
8. Разработать комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике дезадаптации.
9. Составить карту индивидуальной работы с учащимися «группы риска».
10. Провести психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся  при переходе на основную ступень.
11. Составить психологический паспорт выпускного класса и разработать портфолио учащихся.
12. Создание «карты знаний» у каждого учащегося на период:  май (4кл) – октябрь (5кл)

Методы и организация исследования.
Для реализации поставленных задач в работе использован комплекс методов:
1) опросник Н.Г. Лускановой, направленный на  выявление особенностей мотивации, эмоционального отношения к школе;
2) схема-характеристика Н.Г. Лускановой, позволяющая изучить особенности поведения и общения учащихся ;
3) методика «Незаконченные предложения» (модификация А.Б. Орлова и
A.M. Прихожан),
4) методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся Ю.З. Гильбуха.
 Кроме того, проводить наблюдения за детьми; анкетирование детей, родителей, учителей; беседы с учениками, родителями, учителями.
Достоверность выводов проверять  с помощью таких методов математической статистики, как вычисление средних значений, показатель вариативности, t-критерий Стьюдента.

База исследования.
     В исследовании приняли участие школьники МОУ СОШ № 11  заканчивающие начальную школу (4- класс), и начинающие обучение в средней  (5 класс).
        В исследовании участвовали учителя-предметники и классные руководители 5-х классов, родители.

      Исследование будет проводиться в три взаимосвязанных этапа с 2007 – 2009 годы.

Первый этап ( ноябрь 2007 – февраль2008) будет посвящён изучению, и анализу философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования и выявлению состояния исследуемой проблемы в практике образовательного процесса. Полученный материал позволит выдвинуть основную рабочую гипотезу и наметить программу исследования, а также определить цели и задачи, объект и предмет исследования.

Второй этап ( март 2008 – декабрь 2008) будет преимущественно экспериментальным. Данный этап должен сыграть важную роль в проверке и уточнении концепции, определения социальных психолого-педагогических аспектов решения проблемы, позволит накопить фактический материал и экспериментально его проверить.
Третий этап ( январь 2009 – ноябрь 2009) включает обработку и анализ полученных результатов исследовательской работы, уточнение теоретических и практических положений.

Выводы:
1. Основываясь на своём опыте, считаю, что если один из предметов учебного плана 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на  адаптации учащихся на 2 ступени.
2. Особая роль в обеспечении преемственности отводится классным руководителям, поэтому я думаю, что может существовать и другой вариант – когда роль классного руководителя в 5 классе остаётся за учителем начальной школы.
3.Очень важен тандем «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений  прошлого и будущего.

     Литература:
1.     Методическое письмо МО РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»
2.     Л.П. Барылкина, Н.А. Королёва «Завуч начальной школы» М. ВАКО 2005
3.     Настольная книга завуча начальной школы. Глобус. 2007
4.     Журналы «Начальная школа» №2 2004, №8 2006, № 4 2007, № 5 2008
5.     Журнал «Завуч начальной школы» № 6 2008.
6.     Программы средней школы по русскому языку и математике.

Материал на странице автора >>>
http://pervootkrivatel.ucoz.ru/index/preemstvennost/0-15




Комментариев нет:

Отправить комментарий