среда, 28 декабря 2011 г.

Инновационные технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках словесности


Инновационные технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках словесности
Проект учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1ст. Курской Ставропольского края
Титовой Надежды Павловны.

Цель: определить уровень эффективности использования инновационных технологий  современного урока, обеспечивающих формирование познавательного интереса, повышение качества знаний и развития креативного мышления.
Задачи: 1). Создать условия, необходимые для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и социальной компетентности учащихся.
2). Создать условия, необходимые для формирования продуктивного мышления одарённых детей и с ограниченными возможностями здоровья в условиях удалённого приграничного Курского района.
3). Использовать инновационные технологии современного урока, обеспечивающие формирование познавательного мышления.
В формировании познавательного интереса учащихся к предмету приоритетную роль играет использование различных систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования. Чтобы вызвать у учащихся интерес, творческое начало, строю уроки нестандартно, чтобы ребята самостоятельно проводили наблюдения, эксперименты, планируя их цели и ход в соответствии с задачей информационного поиска. В своей работе применяю целый спектр уроков: уроки-суды, концерты, диалоги, семинары, форумы, путешествия, дидактические и ролевые игры, интегрированные уроки. 


Развитие речи в 10 классе.
           Цель: показать природу необычности поэтического образа, смещение сочетаемости слов в поэтическом тексте.  
          В  начале урока без объявления темы диктую широко известную фразу А.Хомского: "Земные идеи яростно спят". Фраза вызвала бурю эмоций у учеников. Они начали спорить о её назначении. Но мы разбираем предложение по членам и выясняем лексическое  значение слов и грамматический смысл предложения. Затем задаю вопрос: "Имеет ли данное предложение смысл?" Мнения разделились: 1/3 указала, что смысла нет, другая пыталась его найти, остальные держали нейтралитет. В течение некоторого времени мы пытались разобраться, почему это происходит, и пришли к выводу, что грамматически слова соединены верно. Слова начинают пониматься в переносном значении; в зависимости от контекста, от требований сочетаемости они приобретают новые значения. Дети приходят к выводу, что эта фраза может быть поэзией. Затем записали ещё одно предложение: "И я слышу, как сердце цветёт"(А.Фет). Чем эта строка необычна? И чем она отличается от предыдущей?  Ребята говорили о необычности сочетаний "сердце цветёт", "слышу, как...цветёт". Здесь лишь одно-два слова вступают в необычные соотношения. Стихи, в отличие от фразы Хомского, не приходится разгадывать, как ребус. Учащиеся отметили, что поэзия - это не набор образов, а архитектура стихотворения, его композиция. С целью увидеть всё это , мы разобрали произведение А.Фета "Я тебе ничего не скажу". Дети без труда отметили и противоречия, лежащие в основе стихотворения, и связь между образом ночных цветов и выражением "сердце цветёт", образом тишины, тайны - и сочетанием "слышу, как ... цветёт", и зеркальную рамочную композицию стиха:
Афанасий Фет
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.


Вот детские работы, созданные по следам этого урока:

Снежинки.
Зима.
Мы сверху всё летим, летим,
Но все ведь знают, что мы спим
И поглощаем всех в наш сон; Проснуться можно лишь потом Потом, когда прикажут нам
Уйти сквозь сон в другой обман 

(Вартанян Ангелина)
Зимняя стужа, холод в ночи,
Сонная муха застыла в печи,
Только лишь я уснуть боюсь,
И солнце жду, и говорю: "Вернусь". Сотни лет я здесь провела,
А на самом деле всего полчаса. Сумерки вовсе закрыли глаза, Слышу, как тихо ступает зима. "Сердце твоё - давно уже лёд,
Никто тебя в жизни больше не ждёт. Муха в печи скоро умрёт.
И ты одна",-так говорила она, Зима. 

(Юля Варакова.)

Главной считаю атмосферу урока литературы, атмосферу особенную. Поэтому на каждом уроке стараюсь создать её - это важно для эмоционального постижения произведения. В течение последних лет работаю только с художественным текстом, без учебника. Чаще всего уроки начинаю с поэзии, она помогает установить порядок без специальных дисциплинарных мер и создать нужную атмосферу на уроке. Эти минуты важны: они помогают почувствовать изучаемое произведение.

PS
Однажды, ученица Надежды Павловны придя ко мне на урок информатики выдала:
как громко ДЫШАТ ваши компьютеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий