Инновационные
технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках
словесности
Проект учителя русского
языка и литературы МОУ СОШ №1ст. Курской Ставропольского края
Титовой Надежды
Павловны.
Цель: определить уровень эффективности использования
инновационных технологий современного
урока, обеспечивающих формирование познавательного интереса, повышение качества
знаний и развития креативного мышления.
Задачи: 1). Создать
условия, необходимые для формирования языковой, лингвистической,
коммуникативной и социальной компетентности учащихся.
2).
Создать условия, необходимые для формирования продуктивного мышления одарённых
детей и с ограниченными возможностями здоровья в условиях удалённого
приграничного Курского района.
3).
Использовать инновационные технологии современного урока, обеспечивающие
формирование познавательного мышления.
В формировании
познавательного интереса учащихся к предмету приоритетную роль играет
использование различных систем и технологий обучения, апробирование в практике
новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования.
Чтобы вызвать у учащихся интерес, творческое начало, строю уроки нестандартно,
чтобы ребята самостоятельно проводили наблюдения, эксперименты, планируя их
цели и ход в соответствии с задачей информационного поиска. В своей работе
применяю целый спектр уроков: уроки-суды, концерты, диалоги, семинары, форумы,
путешествия, дидактические и ролевые игры, интегрированные уроки.
Развитие речи в 10
классе.
Цель: показать природу необычности
поэтического образа, смещение сочетаемости слов в поэтическом тексте.
В начале урока без объявления
темы диктую широко известную фразу А.Хомского: "Земные идеи яростно
спят". Фраза вызвала бурю эмоций у учеников. Они начали спорить о её
назначении. Но мы разбираем предложение по членам и выясняем лексическое значение слов и грамматический смысл
предложения. Затем задаю вопрос: "Имеет ли данное предложение смысл?"
Мнения разделились: 1/3 указала, что смысла нет, другая пыталась его найти,
остальные держали нейтралитет. В течение некоторого времени мы пытались
разобраться, почему это происходит, и пришли к выводу, что грамматически слова
соединены верно. Слова начинают пониматься в переносном значении; в зависимости
от контекста, от требований сочетаемости они приобретают новые значения. Дети
приходят к выводу, что эта фраза может быть поэзией. Затем записали ещё одно
предложение: "И я слышу, как сердце цветёт"(А.Фет). Чем эта строка
необычна? И чем она отличается от предыдущей?
Ребята говорили о необычности сочетаний "сердце цветёт",
"слышу, как...цветёт". Здесь лишь одно-два слова вступают в необычные
соотношения. Стихи, в отличие от фразы Хомского, не приходится разгадывать, как
ребус. Учащиеся отметили, что поэзия - это не набор образов, а архитектура
стихотворения, его композиция. С целью увидеть всё это , мы разобрали
произведение А.Фета "Я тебе ничего не скажу". Дети без труда отметили
и противоречия, лежащие в основе стихотворения, и связь между образом ночных
цветов и выражением "сердце цветёт", образом тишины, тайны - и
сочетанием "слышу, как ... цветёт", и зеркальную рамочную композицию
стиха:
Афанасий Фет
Я тебе ничего не
скажу,
И тебя не встревожу
ничуть,
И о том, что я молча
твержу,
Не решусь ни за что
намекнуть.
Целый день спят
ночные цветы,
Но лишь солнце за
рощу зайдет,
Раскрываются тихо
листы,
И я слышу, как
сердце цветет.
И в больную, усталую
грудь
Веет влагой
ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу
ничуть,
Я тебе ничего не
скажу.
Вот детские работы,
созданные по следам этого урока:
Снежинки.
|
Зима.
|
Мы сверху всё
летим, летим,
Но все ведь знают,
что мы спим
И поглощаем всех в
наш сон; Проснуться можно лишь потом Потом, когда прикажут нам
Уйти сквозь сон в
другой обман
(Вартанян Ангелина) |
Зимняя стужа,
холод в ночи,
Сонная муха застыла
в печи,
Только лишь я
уснуть боюсь,
И солнце жду, и
говорю: "Вернусь". Сотни лет я здесь провела,
А на самом деле
всего полчаса. Сумерки вовсе закрыли глаза, Слышу, как тихо ступает зима.
"Сердце твоё - давно уже лёд,
Никто тебя в жизни
больше не ждёт. Муха в печи скоро умрёт.
И ты
одна",-так говорила она, Зима.
(Юля Варакова.) |
Главной
считаю атмосферу урока литературы, атмосферу особенную. Поэтому на каждом уроке
стараюсь создать её - это важно для эмоционального постижения произведения. В
течение последних лет работаю только с художественным текстом, без учебника.
Чаще всего уроки начинаю с поэзии, она помогает установить порядок без
специальных дисциплинарных мер и создать нужную атмосферу на уроке. Эти минуты
важны: они помогают почувствовать изучаемое произведение.
PS
Однажды, ученица Надежды Павловны придя ко мне на урок информатики выдала:
как громко ДЫШАТ ваши компьютеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий