пятница, 2 декабря 2011 г.

Конкурсное учебное занятие


Конкурсное занятие дол­жно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляет­ся все написанное и представленное на конкурс. Из этого следует, что необходимо детально продумать, как Ваше занятие впишется в контекст представляемой системы работы. Важно в логической последователь­ности выстроить все виды конкурсных испытаний: презентация инновационного проекта - конкурс­ное занятие – самоанализ учебного занятия. При этом постарайтесь избежать повторов.
Учебное занятие (не урок, потому что время ограничено 30 минутами, да и ситуация совершенно нестандартная), как центральная часть испытания, тре­бует от конкурсанта большого напряжения. Каким должно быть это занятие? На этот счет существует много точек зрения. Бесспорны несколько позиций.
Важно, чтобы занятие было профессиональным! проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог! Учебное занятие должно быть иллюстрацией Вашей системы работы,  заявленного проекта, Ваших педагогических убеждений. Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого еди­нения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.
Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства - вот залог успешности учителя. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать, чутко реагировать на вопросы и ответы детей, но при этом не давать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно действующим в реальной ситуации.
Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием. Разумеется, каждый предмет имеет собственное образовательно-информа­ционное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии зрелищ­ны и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, ис­следовательскую работу. Учитель интересен детям, если он в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента. Так же, как учитель му­зыки поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы вла­деет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.
Необходимо отметить, что несмотря на различие предметов и образователь­ных областей, для учителей-конкурсантов являются общими требованиями (и это входит в критерии оценки):
* глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирова­ние теоретическими понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);
* грамотное, в соответствии с целью и задачами урока использование со­временных или традиционных способов передачи знаний;
* коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;
* умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне под­готовленности детей {заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).
Есть и общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, открывает новую страницу в своем пред­мете (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в исполь­зовании нетрадиционных средств передачи информации и т.д.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий