пятница, 2 декабря 2011 г.

Как представить опыт работы учителя


Следует отметить, что педагогический опыт можно представлять как цело­стно (система), так и его отдельными частями (компоненты).
Заметим, что обобщению и описанию подлежит система или отдельные компоненты опыта учителя, которые стабильно дают положительные результаты.
Следовательно, в конкурсные материалы целесообразно включать подтвер­ждение этой результативности. К примеру, говоря о методах обучения, совер­шенно недостаточно только перечислить их. Важно показать, что нового в их использование привнесли Вы, как методы работают у Вас на уроках; привести два-три ярких примера из личной практики.
Настоятельно советуем при подготовке материалов обра­щаться к научно-педагогической литературе, что поможет Вам избежать неточностей в описании, а затем и в устных выступлениях на самом конкурсе.
Итак, уважаемый коллега, с чего же начать работу над осмыслением своего опыта?
На наш взгляд, можно пойти следующим путем.
1. Вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгля­ды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и усло­вий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках.
2. Определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею.
3. Выделить составные части опыта и выстроить их в логической иерар­хической последовательности:
  сущность опыта;
результативность;
• трудоемкость осуществления (для учителя и ученика);
возможность и условия освоения.
Если Вы используете при этом научные концепции или теории, непременно сошлитесь на них. Ваша работа от этого только выиграет. Чрезвычайно важно отразить, на какие научные исследования Вы опираетесь, кто из ученых, ведущих практиков был Вашим предшественником в поисках наиболее успешного обучения детей.
Составьте список используемой литературы - это будет свидетельством Вашей теоретической осведомленности.
Представляя авторскую программу, проект, укажите, как они вписываются в стандарт? Что в них собственно авторское (новизна), а что заимствовано? Акцентируем Ваше внимание на том, что «опора на предшественников» никак не умаляет достоинств материала, а лишь подчеркивает Вашу компетентность.
4.  Описать каждую составную часть Вашей концепции (или компоненты учебно-воспитательного процесса), факторы успешности. (При возникновении затруднений обратитесь за помощью к методисту, курирующему предмет).
5.  Описать сущность собственного опыта (новаторского или традицион­ного).
Отразить факторы успешности представляемого опыта работы в следую­щем порядке:
• название фактора успешности (что?);
• с какой целью Вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);
• структура, состав, последовательность операций (как?);
что дает применение этого фактора (результат);
• за счет чего Вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).
6.  Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых «неизбежным» становится формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.).
Описание опыта возможно (могут быть и другие формы описания ПО) пред­ставлять в форме информационно-педагогических модулей (см. приложение).
Что это такое? Под информационно-педагогическим модулем (ИПМ) понимается «краткое, конструктивное описание информации».
Основные характеристики ИПМ:
-логическая завершенность (информация в виде ИПМ должна носить це­лостный характер и содержать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов учебно-воспитательного процесса или системы);
-  информативность (информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее понимания и использования в практике);
- точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий.
Педагогическая информация описывается комплексом ИПМ. Рассмотрим общий алгоритм (последовательность действий) такого описания.
1. Выделите в собственном опыте то, что составляет его сущность. Опреде­лите, в каком соотношении находятся Ваши нововведения и сложившиеся тра­диционные формы, методы, приемы и т.п. Составьте примерное оглавление описания опыта.
2.  Выстройте логическую последовательность ИПМ в дедуктивном по­рядке (от общего ~ к частному).
Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную по­следовательность можно назвать «Система работы...». Если же Вы предполага­ете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название: например «Опыт литературно-краеведческой работы...» или «Опыт использования структурно-логических схем на уроках...».
3.  Составьте текст каждого ИПМ. Отредактируйте его с точки зрения полного соответствия  заявленному жанру.
Удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите гро­моздкие словосочетания. Обратите внимание на соответствие основной идеи и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения. Не сле­дует в описание опыта включать весь объем теоретической информации, ко­торую Вы знаете о предмете описания. Описывайте, что и как Вы делаете! Сделайте приложения к описанию опыта. Это не менее трудоемкий про­цесс, поскольку необходимо отобрать из своей объемной педагогической ко­пилки образцы, наиболее убедительно подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школь­ников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы и т.п.
Описание опыта работы - прогресс достаточно сложный, требующий глу­боких психолого-педагогических знаний, а также умения выявлять степень новизны своего опыта. Ведь это понятие для каждого учителя имеет свою качественную оценку.
Примечание, Нередко учителя, испытывающие затруднения в описании опыта, готовы отказаться от участия в конкурсе вообще. Их пугает сам процесс аналитической деятельности. Это и на самом деле трудно и мучительно. Но, ступив на этот путь вынужденно, учитель приобретает умения, которые продвигают его на пути профессионального роста. Заметим, что работа по анализу своего опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации.
Итак, Вы завершили работу по описанию своего опыта, подготовили мате­риалы. Предлагаем Вам оценить их в педагогической позиции «встань на место Другого». Представьте, что Вы рецензируете эти материалы на входе в конкурс. Прочтите их как опыт другого и оцените в соответствии с конкурсными требо­ваниями.
Как Вы считаете - это завершенный труд? Все ли понятно? Автор убедите­лен? Нет ли в материале опечаток, неточностей, ошибок? Соответствует ли вне­шний вид рукописи требованиям эстетической культуры представляемых на конкурс материалов?

Комментариев нет:

Отправить комментарий