Формирование ИКТ-компетентности учащихся на
уроках информатики
Проект учителя информатики
МОУ СОШ №1 ст. Курской
Ставропольского края
Переверзевой Елены Геннадьевны (2009г.)
«Искусство обучения есть искусство будить
в юных душах любознательность и затем удовлетворять её. Когда же насильно
забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум».
Анатоль Франс
В современной
модели образования: доклада о результатах нацпроекта "Образование",
Модели "Российское образование - 2020" и Комплексного плана ее
формирования и реализации четко сформулированы требования к современной школе и
обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные,
нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на
проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно
принимать решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников,
а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания,
следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Ориентирами нового
образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО:
«Образование для всех» и «Образование через всю жизнь».
В новой Модели три разновидности образования:
формальное (в
учреждениях, специально предназначенных для обучения);
неформальное
(дополнительное, систематизированное и целенаправленное, но без выдачи
документа об образовании);
информальное
(самообразование, неорганизованное).
Важным этапом
модернизации образования является внедрение современных информационных
технологий в образовательный процесс.
Ставропольский край стал одним из
пилотных регионов проекта “Информатизации системы образования” (ИСО). В регионах проекта ИСО (Красноярский край,
Республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область,
Ставропольский край, Хабаровский край) предусмотрена регулярная (ежегодная)
оценка измерения уровня компетентности школьников в области использования ИКТ.
В 2006 году Педагогический
университет «Первое сентября» представил новый дистанционный курс повышения квалификации для учителей
информатики Вероники Федоровны Бурмакиной и
Ирины Николаевны Фалиной «Как готовиться к тестированию по проверке
ИКТ-компетенции школьников». Методика обучения компетентностному подходу
овладения информационно-коммуникационными технологиями, представленная в данном
курсе позволяет формировать систему компетенций школьника, в которой очень
важна предметная, внутри предметная и меж предметная связь. Такой подход
позволяет формировать на уроках информатики не только умения и навыки работы с
программными и аппаратными средствами, но и общие умения работы с информацией.
Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы
для раскрытия творческого потенциала личности? Какие знания и навыки нужны
человеку, чтобы он достиг вершин мастерства в своей профессии и сформировался в
достойного Мастера своего дела? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на
всем протяжении ее существования.
Использование
деятельностного подхода в обучении связывает предметную деятельность с
активностью учащихся. Применение развивающих технологий может позволить учителю
создать условия для того, чтобы ученик захотел учиться сам.
Можно выделить проблемы:
во-первых:
важной проблемой является низкая мотивация учащихся к получению знаний, а в
сегодняшнем информационном обществе одним из главных условий развития личности
является умение учиться самостоятельно;
во-вторых: по
результатам исследований в рамках проекта ИСО и личным исследованиям, школьники
оценивают свои возможности и способности выше, чем они в действительности;
в-третьих: для
специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе необходима
система, комплекс мероприятий, курсов, заданий, формирующих и совершенствующих знания
и умения школьников;
в-четвертых: проблема
постоянного профессионального роста учителя,
способного формировать профессиональную компетентность учащихся.
определить
комплекс методов и приемов,
способствующих формированию ИКТ-компетентности и развитию творческого
мышления учащихся на уроках информатики.
изучение,
систематизация, обобщение и применение опыта педагогов-новаторов успешно
реализующих формирование творческой
личности;
исследование в
динамике познавательной деятельности учащихся, стартового уровня;
создание
собственной копилки методов, приемов, заданий.
Объектом
исследования является процесс обучения учащихся на уроке, дополнительных и самостоятельных занятиях.
Предметом исследования являются содержание, организационные формы и методы
развития и формирования ИКТ-компетентностей и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения информатики.
Гипотеза опыта:
Познание
начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Для школьников это в
первую очередь учебная деятельность, которая, развиваясь, становится
исследовательской и часто приводит учащихся к собственному творчеству. Именно
так, взяв за основу работы П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева,
П.М.Эрдниева, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Э. Торндайка В.В. Гузеева, Е.А. Крюковой,
Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др. я представляю процесс поэтапного формирования
знаний.
Участие в
различных конкурсах помогает мне постоянно переосмысливать свой опыт работы,
искать новое, полезное, интересное.
Идеи и новые
задания помогают отыскивать и создавать
различные курсы (очные, заочные, дистанционные),
Можно просто
искать в Интернет материал по интересующей теме, но его качество не всегда
бывает высоким. Полезные, актуальные, качественные материалы можно найти в профессиональных творческих сообществах, где
материал перед выкладыванием на сайт проверяют эксперты и затем оценивают члены
сообщества и посетители. Лидеры не просто делятся опытом, а проводят
дистанционные курсы.
Например: сообщество
творческих учителей информатики сайт «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), «Интернет университет» (http://www.intuit.ru/user/subscribe/#).
Анализируя
факторы, влияющие на ИКТ-компетентность учащихся в рамках проекта “Разработка
инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ”, пришли к
выводу, что большое значение имеет компетентность самого учителя (его
квалификационная категория). Учитель должен целенаправленно формировать
ИКТ-компетентность учащихся.
Поэтому целью
моих уроков является не только формирование знаний, умений и навыков, но и
разнообразных компетентностей.
В
дистанционном курсе В.Ф. Бурмакиной и И.Н. Фалиной «Как готовиться к
тестированию по проверке ИКТ-компетенции школьников» изложены теоретические
основы, даны рекомендации и приведены примеры, развивающие компетентности. Для
успешного обучения необходимо регулярно применять различные виды заданий,
формирующих ИКТ-компетентность учащихся, но найти их пока сложно, поэтому я
составляю задания для своих учеников, используя материал данного курса.
Деятельностный
подход помогает моим ученикам пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач, самостоятельно
приобретать недостающие знания из разных источников, работать в группах и
приобретать коммуникативные умения, развивать исследовательские умения
(выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное
мышление и опыт творческой деятельности.
При изучении
темы «Кодирование и обработка текстовой
информации» на уроке «Форматирование документа, абзацев и символов». Тип урока - формирование новых умений и навыков, урок - практикум. Я формулирую цель урока –
выработать у учащихся умения и навыки форматирования документа, формировать
компетентность «определение информации».
Отсюда задачи
урока:
образовательные
– научить использовать инструменты текстового редактора для форматирования
текста;
развивающие – формировать
умения работать с большим объемом текста, находить, интерпретировать,
детализировать, выделять главное, обосновывать.
Задания к
практической работе:
1.
Познакомьтесь с текстом, лежащим в файле 1.doc. (Текст без заголовков,
одинаковым шрифтом).
2. Придумайте
название текста, запишите и оформите его как заголовок 1 уровня.
3. Разделите
текст на абзацы, используя инструменты форматирования страницы, задайте отступы
и интервалы (основной текст: стиль – шрифт обычный 14 пт, выравнивание по ширине, междустрочный
интервал одинарный).
4. Найдите
термины и определения, выделите их цветом и шрифтом.
5. Составьте
вопросы к тексту.
Домашнее
задание: внимательно почитайте текст параграфа в учебнике (3.5 – Н. Д.
Угринович 8 кл.), составьте короткий рассказ по тексту, придумайте вопросы для
теста (с несколькими вариантами ответа).
Итог урока:
99% учащихся может придумать название, 54% самостоятельно разделяет текст на
абзацы, 80% находит все термины, 95% составляет вопросы (10% учащихся могут
составить интересные вопросы), 100% понимают важность умения форматировать
текст, знают, как это сделать.
Компетентность
«определение информации» формируется при работе с электронными и обычными
учебниками, справочниками, дополнительным материалом. Например, на открытом конкурсном
уроке «Компьютерные вирусы» учащиеся работали со справкой программы «Антивирус
Касперского». За несколько минут изучить новый текст, выделить главное,
ответить на вопросы, составить короткий рассказ – это задача по определению
информации является важным умением, позволяющим эффективно работать с
информацией.
Тема проекта:
«Инструкция, как работать с программой
«Антивирус Касперского». Цель: помочь пользователю защитить информацию с
помощью программы «Антивирус Касперского».
Ответьте на
вопросы:
От чего может
защитить антивирусная программа?
Как проверить
файл на вирусы?
Компетентность
«поиска» или «доступа»
Сегодня
образованный человек - это тот, кто
может в огромном потоке информации найти необходимую, достоверную
информацию в определенной форме.
Формировать компетентность «поиска» или «доступа» информации лучше с помощью
контекстного обучения. Под этой
компетентностью понимают умения: формирование стратегии поиска; выбор терминов
поиска с учетом уровня детализации; грамотное использование синтаксиса в
конструкции запроса; оценка соответствия результатов поиска сформированному
запросу.
Задания типа:
найти сведения в электронном
справочнике, на диске, на компьютере, в Интернет можно дать на любом уроке.
Например,
изучаем тему «Аппаратные и программные средства ИКТ» на уроке «Устройства ввода
и вывода информации» ребята получают задание рассказать о различных видах
устройств и принципе их действия. Использование сети Интернет непосредственно
на уроке не всегда бывает эффективным из-за низкой скорости, поэтому заранее
накапливается необходимый материал и
выдается ученикам в электронном виде.
Формируется
стратегия поиска в зависимости оттого, что нужно найти текст, изображение,
звук. Поиск по типу файла, по названию
файла, по формированию запроса в функции поиска и т. д. При использовании
Интернет необходимо правильно формировать запрос и выбирать необходимую
поисковую систему. 40% учащихся находят необходимую информацию, 30% грамотно формируют стратегию поиска и могут
оценить соответствие найденной информации запросу.
Компетентность
«управление»
Не только
недостаток информации, но и ее избыток могут стать причиной неэффективной
работы. Умение выделять главное, структурировать информацию является главным в
определении ИКТ-компетентности “управление”, которое состоит из следующих
действий (умений): создание схемы классификации для структурирования
информации; использование предложенных классификационных схем для
структурирования информации.
Тема «Логика»,
«Операции логики». Необходимо структурировать информацию по плану,
предложенному учителем.
Задание к
уроку:
Изучите
материал, используя электронный учебник «Логика».
Представьте
информацию об операциях логики по плану:
Диаграмма
Эйлера-Венна
Физическая
реализация функции
Обозначение
логического элемента на схеме
Таблица
истинности
Пример задачи.
Компетентность
«оценка информации» формирует умения вырабатывать критерии для отбора
информации, умения выбирать ресурсы и останавливать поиск.
Умение
знакомится с информацией: посмотреть кто автор, время создания, изучить
аннотацию, важен адрес сайта и название издательства для книг.
Например,
задание: Изучить какие вирусы атакуют в
этом году персональные компьютеры.
По адресам
сайтов определите, на каком из них можно найти полную, достоверную информацию.
Компетентность
«интеграция информации» состоит в умении исключать несоответствующую и
несущественную информацию, сравнивать и сопоставлять, сжато и логично излагать
информацию.
Тема
«Алгоритмизация и программирование». Создание мини-проекта «Перевод в двоичную
систему счисления». Задание к проекту: объяснить, как перевести число из
десятичной в двоичную систему счисления; написать программу перевода целого числа из десятичной в
двоичную систему счисления, сделать необходимые пояснения.
Тема
«Компьютерные вирусы». Задание: рассказать коротко о главных вредоносных
программах. Форма представления информации любая.
Деятельность
“создание информации” включает в себя практически все виды деятельностей,
формируемых в рамках ИКТ-компетентности. Эта познавательная деятельность
состоит из следующих умений: вырабатывать рекомендации по решению конкретной
проблемы на основании полученной информации; обосновывать свои выводы;
сбалансировано освещать вопрос при наличии противоречивой информации;
структурировать созданную информацию с целью повышения убедительности выводов.
Форма
представления информации определяется целью, ради которой эта информация
создается.
Тема урока
«Шрифт». Задание к уроку:
1. Посмотрите на файлы, приготовленные
учениками для стенда.
2. Какой файл вам кажется более удачным?
Почему?
3. Прочитайте в электронном учебнике
материал о шрифтах.
4. Какой шрифт и где лучше применять?
5. Напишите рекомендации для друзей,
которые захотят сделать стенд.
6. Оформите свой стенд о шрифтах
Домашнее
задание: посмотрите, какой шрифт используют в газетах, журналах, учебниках,
объясните с научной точки зрения использование шрифта. Напишите сочинение и
принесите в школу.
Для итогового
контроля разрабатываются специальные требования к теме проекта, оформлению и
защите: циклограмма
учебно-исследовательской деятельности, визитная карточка, рецензия, проект.
Экзаменационный
проект, рассчитанный на длительный период, учит детей самостоятельно мыслить,
привлекая для этой цели знания из разных областей, развивает их способность
прогнозировать результаты, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Выполнение многокомпонентного
задания является одним из главных принципов теории. При изучении теоретического
материала ребятам предлагается использовать различные информационные
технологии, чтобы сделать описание изученного. Например: построить таблицу,
использовать различные виды шрифта, форматировать текст, нарисовать рисунок,
чертеж, схему.
Умение
грамотно передать созданную информацию — заключительный этап любой работы,
направленной на создание реферата, презентации, простого сообщения и т.д.
Компетентность «сообщение» (передача)
состоит в умении: адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем
выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда); грамотного
цитирования источников (по делу и с соблюдением авторских прав); обеспечения в
случае необходимости конфиденциальности информации; излагать информацию,
учитывая толерантное отношение к аудитории.
Тема
«Алгоритмизация». Итоговый урок – защита проекта.
Учащиеся
изучают виды алгоритмов, находят примеры их использования в повседневной жизни,
в литературе, при решении различных задач.
Проект
«Сказка» Тип проекта: информационный учебный проект.
Планируемый
результат: создание мультимедийной презентации, которую можно использовать как
учебник при изучении темы алгоритмизация и программирование.
Цели: найти
различные виды алгоритмов в сказках, научить представлять материал в виде
готового продукта к использованию.
Учебно-педагогическая
задача: обобщение и систематизация знаний об алгоритмах, умение представлять
информацию.
Предметно-содержательная
область: информатика.
Длительность:
два урока.
Ход проекта:
1. При
изучении темы «Алгоритмизация» учащиеся дома и на уроке готовят индивидуальное
задание, продумывают, ищут, создают
программный продукт, в котором:
представляют
различные виды алгоритмов
рисуют или
ищут готовые рисунки
рисуют и
объясняют сказку в виде схемы
2. С помощью
презентации представляют свои результаты.
За последние
четыре года я подготовила 9 человек,
которые были призерами Всероссийской районной, зональной и краевой олимпиад по
информатике, физике и математике. Мои ученики поступают на факультеты физики,
прикладной математики, информационно-технологические, экономические вузы, военные училища края и России. Я поддерживаю с ними связь, интересуюсь их успехами.
Знания, полученные на уроках, для многих моих учеников стали основой их
профессии.
Я уделяю
большое внимание одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к
информатике. В сотрудничестве с преподавателями истории, географии, литературы,
организаторами детского движения ученики выполняют исследовательские и
поисковые работы, которые представляют
на конкурсах, фестивалях, предметных
неделях, конференциях.
Деятельностный
подход формирует творческие, коммуникативные и организаторские умения,
способность работать в группе, навыки практической деятельности. Результативность
определяется через диагностику сформированности творческих, коммуникативных и
организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических
исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается
положительная динамика уровня сформированности творческих умений.
Для изучения
результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной
компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ
(творческий проект, практическое задание и др.) по разделам курса, а также
сформированности различных операций мыслительной деятельности.
По результатам самоанализа можно
сделать следующие выводы:
Эффективная
педагогическая деятельность возможна только тогда, когда учитель постоянно
повышает свою квалификацию, как в области преподаваемого предмета, так и в
педагогике. Обновлять свои знания в информатике мне помогает моя основная
работа. Что касается педагогики, я старалась регулярно знакомиться с новейшими достижениями в
области педагогической науки и практики (особенно в части проектирования
образовательных технологий) по печатным изданиям, во время посещения курсов
повышения квалификации, при общении с коллегами. Именно такой подход позволил
мне создать, применять и периодически модифицировать рассматриваемую
образовательную технологию.
Предлагаемая
образовательная технология ориентирована на учащихся старшего школьного
возраста. В ней реализован оптимальный с точки зрения конечного результата –
получаемых знаний и навыков и восприятия учащихся выбор методов, средств и форм
обучения именно этого контингента школьников. Ряд применяемых методов и средств
обучения и анализа результатов носит исследовательский характер. «Краеугольными
камнями» образовательной технологии является самостоятельная работа и
самоконтроль учащихся, что способствует развитию детей, создает условия для
реализации их творческих возможностей.
Проведенный
анализ позволил мне сделать вывод, что использование деятельностной технологии,
формирующей ИКТ-компетентности, является перспективной для создания
интегрированного курса информатики.
Данный метод,
способен сформировать у учащегося опыт творческой деятельности, вырабатывает
устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне
деятельности интересы и потребности не возникают.
Организация формирования
ИКТ-компетентности требует от меня большой работы по конструированию
специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого
потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании
проблем и проблемных задач для их решения.
В деятельности
ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение,
открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности
современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.
Формирование
компетентностей у учащихся позволяет им приобретать качества, необходимые в
жизни и в их будущей профессиональной деятельности. Развивает инициативу,
творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
прививает общую информационную культуру школьника; реализует индивидуальный
подход в обучении учащихся; является платформой для реализации межпредметных
связей.
Обучение
реализуется путем выполнения упражнений. При этом важно не только
количественное разнообразие методов и упражнений, лишь набор определенных
упражнений, сконструированных для формирования компетентностей, обеспечивает
прочность и сознательность усвоения знаний.
В процессе
моей педагогической деятельности я знакомилась с различными образовательными технологиями
и пришла к выводу, что наиболее общим, фундаментальным и эффективным является системный подход.
ИКТ-компетентность
зависит от многих факторов: от успеваемости, от образовательного статуса семьи,
пола, от болезненности и т.д.
[1]
http://www.centeroko.ru/pisa06/pisa06_res.htm
[2] «Как
готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетенции школьников».
2006 год, №
17- 24, Педагогический университет «Первое сентября» дистанционный курс В. Ф. Бурмакиной и И. Н. Фалиной
[3] «Руководство
по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», Хесус
Лау, русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning
Последняя
редакция: 30 июля 2006 г.
МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»
Адрес: Россия,
121096, Москва, а/я 44
E-mail:
contact@ifap.ru
Сайт: www.ifap.ru
[4] www.centeroko.ru (материалы по PISA).
[5] Бурмакина
В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников.
Информатика № 2/2006.
[6] Фалина
И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике.
Информатика № 7/2006.
Информационная
грамотность. принято определять как наличие знаний и умений, требуемых для
правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного
задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и
реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например,
после скачивания изИнтернета); оценки точности и надежности информации, включая
соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при
необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации
другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных
действий и достижения определенных результатов.
ИКТ -
информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ-грамотность
— это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей
для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и
создания для функционирования в современном обществе.
Под
ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми
составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в
учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность
обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Деятельность —
специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное
преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями
личности или общества. Исходя из вида потребности, различают материальную и
духовную деятельность. Основными элементами деятельности являются:
1) осознание
деятельности в виде мотива;
2) оценка
наличной ситуации;
3)
формулирование цели;
4) выработка
решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую
ситуацию;
5) выбор
средств деятельности;
6) реализация
решения.
Когнитивная,
или познавательная, деятельность — процесс постижения действительности и
приобретения знаний. Познавательная деятельность протекает не в форме
пассивного созерцания некоторых вовне данных объектов, а в виде ряда
организованных в систему идеальных действий, операций, формирующих определенные
“идеальные объекты”, которые и служат средствами для познавательного освоения,
отражения объективного мира.
Умение —
действие, для выполнения которого необходим сознательный самоконтроль;
способность выполнять некоторое действие по определенным правилам.
Навык —
доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Всякий новый
способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное,
развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений
может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента
действия, т.е. навыка в собственном смысле слова. В отличие от привычки навык,
как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных
условиях.
Таким образом,
для формирования ИКТ-компетентности необходимо активизировать познавательную
деятельность учащихся с определенными целями. Слова “познавательный” и
“когнитивный” в данном контексте являются синонимами. Деятельность состоит из
действий, этот термин в определенных условиях будем заменять терминами “умение”
или “навык”.
Антуан де Сент Экзюпери
Цитадель
– Но где же
искать мне главное? – закричал я отцу. И отец ответил:
– Ты поймешь
суть каравана, увидев его в пути. Забудь тщету слов и смотри: на пути каравана
пропасть, он обходит ее; скала – он огибает ее; если песок слишком мелок,
находит песок плотнее, но всегда он идет туда, куда идет. Верблюды завязли в
солончаке, погонщики суетятся, вызволяют их, отыскивают почву понадежней, и
снова караван идет туда, куда шел. Пал верблюд, караван остановился, погонщик
связал узлом лопнувшую веревку, перевязал кладь, нагрузил другого верблюда, и
опять караван идет, не изменяя своему пути. Случается, умирает вожатый.
Погонщики собираются вокруг него. Выкапывают в песке могилу. Спорят. И выбрав
на его место другого, вновь следуют за своей звездой. Своему пути подчиняется
караван, направление – вот для него опорный камень на невидимом склоне.
Синергетика – теория самоорганизации
Почему целое
может обладать свойствами, которыми не обладает ни одна из его частей?
Наверное, вы
не раз задумывались над поразительным отличием систем, существующих в природе,
от тех, что созданы человеком. Для первых характерны устойчивость относительно
внешних воздействий, самообновляемость, возможность к самоусложнению, росту,
развитию, согласованность всех составных частей. Для вторых – резкое ухудшение
функционирования даже при сравнительно небольшом изменении внешних воздействий
или ошибках в управлении. Сам собой напрашивается вывод: нужно позаимствовать
опыт построения организации, накопленный природой, и использовать его в нашей
деятельности. Отсюда вытекает одна из задач синергетики – выяснение законов
построения организации, возникновения упорядоченности. В отличие от кибернетики
здесь акцент делается не на процессах управления и обмена информацией, а на
принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении.
Широкое
использование ЭВМ показало, что ни быстродействие вычислительных машин, ни рост
объема расчетов не являются панацеей от всех бед, сами по себе они не дают
понимания изучаемых нелинейных задач.
новое
отношение к проблеме целого и части. Для философских школ Древней Греции
характерно предположение, что часть всегда проще целого, что, изучив каждую из
частей, можно понять свойства целого. И естествознание – вплоть до последних
десятилетий – этот подход вполне устраивал. Однако сначала общественные науки,
а потом и точные пришли к выводу о необходимости целостного, системного анализа
многих объектов.
Синергетика,
как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых
нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и
части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части,
оно совсем другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий